Агломерация «Ы»
Владивосток, Приморский край. Фото: РИА Новости, Виталий Аньков

Владивосток, Приморский край. Фото: РИА Новости, Виталий Аньков

На проект «Большой Владивосток» уже надеются, но как он будет работать, пока непонятно

На прошлой неделе главы 11 муниципалитетов Приморья подписали соглашение о сотрудничестве и взаимодействии. Это первый шаг на пути к созданию агломерации юга Приморья, иначе называемой «Большой Владивосток». План предусматривает объединение населенных пунктов и районов в общий экономический субъект, где будут строить общую инфраструктуру, обмениваться рабочими кадрами и ресурсами. Зачем для этого нужна агломерация и почему нельзя все это делать без нее, разбирался корреспондент «Русской планеты».

Как сообщили РП в пресс-службе Приморского края со ссылкой на вице-губернатора Александра Костенко, административные статусы каждого из 11 муниципалитетов-участников останутся без изменений: «Все городские округа и муниципальные районы останутся в прежних границах, со своими бюджетами, взаимодействие будет осуществляться в рамках подписанного межмуниципального соглашения». То есть мэры и главы администраций продолжат работать на своих местах отдельно. Тогда что будет делаться вместе? Как говорят власти, будут развивать в первую очередь Восточный нефтехимический комплекс (ВХНК) в Партизанском районе, Находкинский завод минеральных удобрений, завод сжиженного природного газа в Хасанском районе и другие стратегические предприятия, а также строить общие дороги и социальные объекты.

Мы обратились в некоторые муниципалитеты, главы которых подписали соглашение, с вопросом о том, что им даст агломерация и зачем ее создавать. Ведь сотрудничество внутри Приморского края вроде бы само собой разумеется. В одних администрациях советники по работе со СМИ нам честно сказали, что говорить об этом не готовы, потому что «как это будет — еще не ясно». Из других прислали готовые комментарии про «ключевую роль» своего города в развитии Дальнего Востока и про то, что мэрия уже готовится к агломерации полным ходом: «приступила к разработке» программ жилищного и социального строительства и модернизации ЖКХ.

А вот в ЗАТО Большой Камень нашему корреспонденту объяснили: «Большой Владивосток» дает надежду, что в крае наконец примут общий генплан развития территории с точными сроками и помощью из федерального центра. Без агломерации взаимодействовать никак не получается.

– Основная идея состоит в том, чтобы раскрутить проект «Большой Владивосток» и получить целевые федеральные средства на развитие южной части Приморья, — говорит корреспонденту «Русской планеты» и.о. главы городского округа ЗАТО Большой Камень Александр Андрюхин. — У нас сейчас получается так, что город [Большой Камень. — Примеч. РП.] развивается автономно, сам по себе. И в некоторых моментах чувствуется, что нет нужной координации. Мы стараемся-стараемся попасть в краевые и федеральные программы, но никак нам это не удается. Может быть, эта агломерация станет проектом, где каждая территория будет понимать свое место в общем развитии края и то, какие ресурсы ей на это дадут.

Как говорит Александр Андрюхин, в частности, власти Большого Камня надеются на ускорение строительства судоверфи, которая возводится уже 5 лет, но сроки спуска первых судов на воду до сих пор неизвестны. И еще на то, что в городе будет оставаться больше молодежи: ДВФУ на острове Русском оттянул к себе многих местных студентов, и в Большом Камне оказались на грани закрытия филиалы вуза. Рассчитывает Андрюхин, что сыграет положительную роль и новый имидж. «Может быть, если Большой Камень станет спальным районом Владивостока, можно будет дать понять жителям, что можно реализоваться и здесь, не покидая город?»

То есть фактически агломерация должна помочь сделать то, чего не могут краевой и местные бюджеты, а также — по разным причинам — структуры, отвечающие за попадание в федеральные программы и за привлечение инвесторов в регион.

Но можно ли будет называть это агломерацией в полном смысле слова? От Уссурийска до Владивостока — больше 100 км, от Уссурийска до Находки — больше 200, и территории между городами заселены слабо. А агломерация подразумевает компактное расположение жилых районов и производств. Возможно, поэтому у некоторых представителей местного бизнеса идея «Большого Владивостока» вызывает скепсис: слишком много дорог надо построить и коммуникаций провести, чтобы сблизить столь далекие города. Есть у них и еще несколько причин для пессимизма.

– Сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет, — комментирует «Русской планете» свое отношение к агломерации Алексей Колдин, исполнительный директор Приморского регионального объединения работодателей «Конгресс промышленников и предпринимателей (работодателей) «Приморье» (местное подразделение РСПП. — Примеч. авт.). — С агломерацией или без нее, так или иначе в Приморском крае сегодня столичный бизнес выдавливает региональный. У нас есть Клуб крупнейших налогоплательщиков, так вот, 10 лет назад это была первая сотня крупнейших налогоплательщиков Приморья. А теперь из 100 осталось всего 12. Местные энергетики, транспортники стали филиалами московских компаний и уже работают на них. Нас спасет не агломерация, а плодотворное взаимодействие с властями, но оно у нас существует по большей части на бумаге.

Алексей Колдин уточняет, что еще не знает в полной мере, для каких целей создается агломерация, но опасается, что с ее появлением новые возможности появятся опять же не у местных предпринимателей, а у «москвичей». У приморцев же шанс развернуться будет только тогда, когда власти продумают освоение новых территорий вплоть до каждой электрической розетки и трубы водоснабжения.  

Все наши собеседники говорят о проекте агломерации юга Приморья предельно осторожно: и источники в правительстве, и бизнесмены, и главы городов. Во-первых, потому что заявка на проект в Минрегион только отправлена и ждет либо согласования, либо отказа. Во-вторых, самого проекта по каждому городу или району еще нет. И в-третьих, есть слишком много обстоятельств — расстояния, дороги, трудности заселения, — из-за которых на агломерацию хоть и надеются, но оценки реализуемости этой идеи пока разнятся от «ресурсов еще недостаточно» до «это несбыточная мечта».

Покажет, как природу любить Далее в рубрике Покажет, как природу любитьNational Geographic организует во Владивостоке фотовыставку «Дикая природа России»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»