«О приморском андеграунде советских времен мы узнали только в XXI веке»
Виктор Шлихт. Одуванчик. Иллюстрация предоставлена Приморской государственной картинной галереей

Виктор Шлихт. Одуванчик. Иллюстрация предоставлена Приморской государственной картинной галереей

Как жили и работали во Владивостоке подпольные художники-авангардисты

Выставка картин приморских концептуальных художников за последние 50 лет под названием «Край бунтарей» открылась во владивостокском центре современного искусства «Заря». Ее создали в партнерстве с галереей современного искусства «Арка» и Приморской государственной картинной галереей. Кандидат искусствоведения, заведующая научным отделом картинной галереи Наталья Левданская рассказала «Русской планете» о зарождении авангардного искусства во Владивостоке, первых концептуальных художниках и границе между андеграундом и неомодернизмом.

– Наталья, расскажите о самом раннем периоде картин с выставки. Когда владивостокские художники отошли от советского соцреализма и как они узнавали о новых веяниях в искусстве?

– Во времена Советского Союза Владивосток был закрытым городом, но известно, что уже в 60-е годы у нас были мастера, чьи поиски проходили вне рамок соцреализма. Новые веяния в живописи, которые уже были известны в Москве и Ленинграде, просачивались в далекое Приморье. Тогда были доступны книги, где критиковали западное искусство, в социальном плане развенчивали экспрессионизм, кубизм и другие новые стили. Сквозь политизированные разоблачения искусства «загнивающего Запада» художники могли понять, какие особенности отличают разные течения современного мирового художественного процесса: экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, дадаизм, абстракционизм и другие. Кроме того, преподаватели и студенты Дальневосточного института искусств выезжали на практику в столичные музеи, там они видели работы известных модернистов и авангардистов, могли купить и привезти во Владивосток альбомы и каталоги. Те, кто живо интересовался другим искусством, находили возможность с ним познакомиться.

– Кто входил в число первых концептуальных художников во Владивостоке?

– О том, что уже в 1960-е у нас в городе работали художники, чье творчество не вписывалось в рамки соцреализма, удалось узнать только в XXI веке — был у нас свой андеграунд. Первым назову Виктора Грачева, работы которого после его смерти принесли в картинную галерею друзья. Многие годы ими никто не интересовался. Уникальный художник-самородок попал в круг моих интересов, когда я работала над диссертацией и в какой-то момент поняла, что абстракции Грачева относятся к 1960-м годам. Разнообразные по приемам, смелые и яркие работы. По воспоминаниям его друзей, Виктор был очень свободным человеком, имел скверный характер, совершенно не вписывался в систему. Однажды его попросили написать рекламный щит для кинофильма, он изобразил копию картины Рембрандта «Автопортрет с Саскией на коленях», и его со скандалом уволили из кинотеатра.

Только на посмертной выставке Виктора Федорова в галерее «Портмэй» впервые экспонировались его ранние работы 1960–1970-х годов. Это позволило говорить об андеграундном этапе творчества этого выдающегося приморского художника.

Еще одно имя — Владимир Самойлов. Этот художник очень много работал на Севере, писал реалистические картины быта и портреты оленеводов. Потом, неизвестно каким образом, в нем произошел переворот, он увлекся символистскими композициями на тему пеликенов: фигурки этих божков северных народов, маленькие или большие, вырезанные из дерева или кости, обязательно присутствовали в каждой семье. Интересно, что только Самойлов нашел оригинальный источник своего нового направления на Севере. Другие приморские художники приходили к современному искусству через творчество западноевропейских художников, которые, в свою очередь, вдохновлялись народными африканскими, арабскими и другими фольклорными традициями экзотических стран.

Владимир Самойлов. Дочь. Иллюстрация предоставлена Приморской государственной картинной галереей

Владимир Самойлов. Дочь. Иллюстрация предоставлена Приморской государственной картинной галереей

В 70–80-е годы разными течениями модернистского искусства увлекались Рюрик Тушкин, Федор Морозов, Виктор Шлихт, Юрий Собченко, Александр Пырков. Виктор Федоров и Владимир Самойлов тоже продолжали работать. Собченко, студент первого выпуска института искусств, был страстным поклонником французского постимпрессионизма. Потом он стал преподавателем. Он и его ученик и друг Александр Пырков привозили из столиц книги и альбомы европейских художников и наших авангардистов: Марка Шагала, Казимира Малевича, Василия Кандинского.

О каждом из художников этого периода можно рассказать много интересного, у каждого из них свой непростой путь. К примеру, Рюрик Тушкин в 1960–1970-е достаточно успешно работал в графике, его гравюры принимали на выставки. А в середине 70-х он в Москве познакомился с книжными графиками-нонконформистами, очень заинтересовался новыми возможностями, стал искать свой стиль. Рюрику было за пятьдесят, когда он снова превратился в добросовестного ученика великих мастеров. Просто ставил перед собой картины Шагала, Матисса, Пикассо, Мондриана и писал копии, чтобы понять, как работает та или иная художественная система. Его критиковали за то, что не имеет своего лица, занимается копированием, но Тушкин в результате выработал настолько своеобразный индивидуальный стиль, что его картины теперь легко узнают даже неискушенные зрители.

– Как жили и зарабатывали в советское время реалисты? Что делали авангардисты со своими запрещенными работами?

– Реалистические картины представляли на выставках, закупали для музейных фондов, за них художники получали не только деньги, но и звания, поездки на творческие дачи. Художникам — членам Союза обеспечивался высокий доход, мастерские, уважение и почет.

Приверженцы андеграунда «писали в стол», на выставки их работы не принимали, они не могли стать членами Союза художников СССР, не получали мастерские, не имели возможности повышать квалификацию на творческих дачах в центральной России, не имели регулярных заработков от профессиональной деятельности. Некоторым удавалось устроиться в кинотеатры, при которых существовали мастерские. А реклама фильмов в то время была особым жанром. Между собой художники обсуждали киноафиши как произведения искусства, среди которых были свои шедевры. Но, к сожалению, сейчас мы не можем посмотреть эти работы: после показов холст сдирали, рисовали на другой стороне или выбрасывали.

Нонконформизма во Владивостоке не было — не было открытого противопоставления официальному искусству и политического протеста у наших художников 1960–1980-х годов, их интересовало только творчество, которое не выходило за пределы их мастерских, было скрыто в андеграунде, говоря по-русски, в подполье.

– Что дало толчок развитию современного искусства во Владивостоке?

– Система социалистического реализма постепенно размывалась, и в ней появлялись новые тенденции. Одной из них был так называемый суровый стиль «Шикотанской группы» — одного из самых ярких явлений приморского искусства советского периода. В 1988 году по инициативе крайкома партии по случаю проведения в городе международного форума впервые, причем в краевой картинной галерее, показали выставку шести художников: Валерия Ненаживина, Виктора Шлихта, Юрия Собченко, Федора Морозова, Александра Пыркова, Рюрика Тушкина. Они и еще Федоров и Самойлов стали впоследствии участниками первой неомодернистской творческой группы «Владивосток». Та первая экспозиция стала границей между эпохой андеграунда и неомодернизмом во Владивостоке.

Вторая выставка прошла в 1989 году в зале «Дальрыба». К этому времени название «Владивосток» за творческой группой закрепилось, а круг участников расширился. Третья экспозиция, представляющая еще более расширенный круг авторов, прошла в московском Дворце молодежи в 1990 году. Следующая выставка «Шествие с Востока» состоялась в 2005 году в галерее «Портмэй» во Владивостоке. Организаторы включили в нее произведения из частных коллекций музея современного искусства «Артэтаж-ДВГТУ» и мастерских семи участников группы: Юрия Собченко, Виктора Шлихта, Рюрика Тушкина, Александра Пыркова, Валерия Ненаживина, Федора Морозова, Виктора Федорова. В декабре 2010 года по инициативе директора музея «Артэтаж-ДВГТУ» Александра Городнего открылась ретроспективная выставка группы «Владивосток» в составе 1988 года, а также работ Самойлова и Федорова.

В 1999 году в Японии состоялась международная экспозиция авангардистов, в ней принимали участие художники Китая, Южной Кореи, Японии и России, и на ней были представлены работы десяти неомодернистов из Владивостока. Так что именно неомодернисты вывели Приморье на международную художественную сцену. 

Провалился сквозь землю Далее в рубрике Провалился сквозь землюКак мог житель Артема упасть в шахту у порога собственного дома и погибнуть Читайте в рубрике «Титульная страница» Telegram разделит судьбу LinkedIn«Сторонники Павла Дурова рано празднуют его победу», - полагает эксперт Telegram разделит судьбу LinkedIn

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»