«Был бы доволен жизнью, если бы во Владивостоке 25 лет назад появился музей»
Фото из личного архива Александра Городнего

Фото из личного архива Александра Городнего

Галерист Александр Городний — об истории «Артэтажа», обещаниях властей и о том, как он не уехал из России

Через год, может быть чуть больше, во Владивостоке откроется постоянный городской музей современного искусства. Идея его создания принадлежит директору Музея современного искусства «Артэтаж» Александру Городнему, который двадцать с лишним лет собирал картины и другие предметы искусства. Как он добился получения здания под музей в кризис и чего ему не хватает для счастья, Городний рассказал «Русской Планете».

В начале 90-х во Владивостоке рынка искусства не было. И я решил работать на перспективу. Имея художественный салон, начал собирать фонды: покупал, продавал. Создал общественное объединение, вместе с художниками, которое впоследствии назвал «Артэтаж». В уставе объединения одним из пунктов был «организация Музея современного искусства». Я хотел создать здесь что-то наподобие музеев, которые видел за рубежом.

Многие картины пришли в фонд как подарок от художников, которые у нас выставлялись. Это мировая практика, когда за выставочное помещение расплачиваются картинами. То, что копилось, выставлял на выездах. Иностранцам было интересно, когда я привозил на выставку картины их соотечественников, они стали дарить мне еще картины. До 2002 года я и постоянно покупал предметы искусства на свои деньги. Так и насобирал более тысячи единиц.

Первую московскую выставку мы провели в Доме молодежи, где проходили КВНы. Тогда мне помогали художник Виктор Серов и мои друзья музыканты. Мы нашли спонсоров, выставились, нас положительно оценили московские культурологи, искусствоведы, художники.

С того момента и стали делать выставки, но все чаще в нашем, азиатском, регионе. Один из первых зарубежных выездов мне помогла организовать немецкая художница Мариэль Онодера, которая была замужем за японцем. Мы выставлялись в Токио. Затем появились американцы — департамент искусств университета штата Вашингтон. Они приезжали сюда с делегацией в начале 90-х, затем мы провели с ними ряд совместных выставок.

У меня собраны все книги отзывов с наших выставок за 20 с лишним лет. Я их не читаю, но понимание того, что там слова благодарности, несомненно, радует.

Во времена Наздратенко, когда галерея располагалась в «Белом доме», было невозможно работать. (Евгений Наздратенко — губернатор Приморского края в 1995-2001 гг.; «Белый дом» — здание администрации края. — Примеч. РП.) Перед каждой выставкой народного хозяйства нам приходилось снимать картины, потом опять вешать, и так постоянно. Чиновники много раз рассматривали различные проекты строительства музея, но до дела так и не дошло. Тогда одно радовало: располагались мы на 700 метрах, а платили за 22. Потом появился Дарькин, сказал: плати! Я — пошел на улицу, меня подобрал Турмов, тогдашний ректор ДВГТУ, надстроили этаж над библиотекой университета на Аксаковской,12, где в 2005 году открыли музей современного искусства. Там провели массу замечательных выставочных проектов.

Как-то к нам забрели мэр Игорь Пушкарев с полпредом Сафоновым, и последний проронил фразу, что на базе «Артэтажа» надо создать Дальневосточный музей современного искусства. Я чуть не взлетел от радости. Была статья в «Известиях». В течение трех дней я сообразил концепцию музея и отправил в Хабаровск. И примерно через месяц мне оттуда позвонили с вопросом: на какие деньги вы собираетесь это делать? На память об этом «предложении» у меня осталась только газета «Известия», которую я поместил под стекло, там на фото Пушкарев и Сафонов показывают в «светлое будущее».

Когда мэр пришел к нам снова, я говорю: «У меня в кабинете газета уже пожелтела, давайте уже что-нибудь сделаем в этом направлении». И стал из окна показывать ему, что можно сделать снаружи. И, на мое удивление, он заинтересовался и сказал: «В этом деле нам поможет Игорь Иванович». Я позже понял, что это Шувалов.

Потом случился «нашкрым», и я совсем насторожился на предмет помощи оттуда. Но звонок из администрации все-таки случился: город решился на создание своего музея! Со старым зданием мы работать не могли, так как собственность не городская, да и на то здание вообще не оказалось должных документов. Было предложение посмотреть новое помещение. Как раз в том здании, которое мы сегодня готовим. Оно показалось мне тесноватым, пригодным разве что для хранилища, и мы со «свитой» пошли гулять по всему строению. Пушкарев посмотрел кабинеты: какие-то пустующие, какие-то заваленные хламом, и принял решение все здание отдать под музей.

Открытие нашего городского музея планируется на следующую весну, но не будем загадывать. Приятно, что человек, который курирует этот проект — Елена Щеголева — искренне переживает за него и держит ситуацию под строгим присмотром.

Со своей стороны я очень благодарен мэру и его команде за возможность через столько лет реализовать задуманное. Это важный исторический факт для города.

Когда я начинал галерейные дела и рассчитывал на перспективу, понимал, что мы богатая ресурсами страна, у нас новые грамотные руководители, наверняка лет через 10 мы подтянемся к Европе. Но уже при Ельцине начался какой-то олигархический бандитизм, растаскивание и разворовывание, брали все, кто сколько утянет. Когда я в первый раз увидел на наших прилавках китайский сапожный крем, исчезла отечественная зубная паста, понял, что дело труба. Мы стали зависимы от дяди. Потом пришел Путин.

И мне кажется, за то время, что Путин находится у власти, можно было научиться сделать так, чтобы не случилось печального сегодня — дичайшей разницы в зарплатах у населения. Несмотря на все его заслуги с присвоениями, считаю, что президент ответственен за ситуацию. Но, может, такой президент именно сегодня и нужен нашей стране? История рассудит.

С высоты прожитых лет могу сказать, что нет таких исторических периодов в моей жизни, которые бы мне не нравились. С теплотой вспоминаю брежневские времена, наверное потому что я был молод. Не знаю, интересно ли сейчас в детских лагерях — тогда было здорово. Хотя были и другие настроения.

Уже в старших классах я знал, что живу в неправильной стране: революция, гражданская война, репрессии. Кстати, сам чуть не угодил в места не столь отдаленные: стоял в очереди за «Архипелагом ГУЛАГ» Солженицына и «Островом Крым» Аксенова, но хозяина книжек увели под руки, и больше его никто не видел. Или с фотоаппаратом на Орлиной сопке стоишь, а к тебе дядя в штатском подходит и говорит: «Ну-ка, вытащи пленку, снимать нельзя: внизу завод военный».

До конца был бы доволен своей жизнью, если бы еще 25 лет назад в городе появился стабильный музей. Жаль времени. За этот период практически ничего не изменилось, и дело даже не в музее. Страна потеряла эти 25 лет по многим аспектам, все буксуем, постоянно что-то догоняем…

Есть вещи, которых и мне не хватает сегодня: знания иностранных языков; где-то физического здоровья, чтобы переплыть Амурский залив, независимости в исполнении своих задумок.

Боюсь войны. Когда читаю про Донецк, Луганск, то возникает страх потери человечества. Я был в Хиросиме и Нагасаки, в музеях. Это страшно.

Было два случая, когда я хотел покинуть Россию. Когда я работал матросом на торговом флоте, нас отправили в полярку (полярную экспедицию — Примеч. РП.), мы дошли до Тикси. Пришла команда для визированных: брать лес и везти в Лондон. И я надумал туда с концами. Маме отправил зашифрованное письмо, что вернусь не скоро, а сам уже готовился слушать живьем Роллинг Стоунс. Но вскоре нам сообщили, что нашли другой пароход и он уже ушел. Так я расстался с мечтой (улыбается).

Второй раз был летом 1991 года. Я с тремя ящиками картин попал на пароход «Академик Ширшов» в путешествие «Русская Америка», посвященное Берингу. Через Петропавловск-Камчатский мы пошли на Аляску, оттуда — в Сиэтл, Сан-Франциско, далее путь лежал в Лос-Анджелес, потом в Гонолулу и через Японию обратно во Владивосток. Месяца на два с половиной. Народу было много со всей России.

19 августа возвращаюсь в Сиэтле из города на корабль (кстати, в тот день могилу Джимми Хендрикса посещал), и у пирса мне американцы говорят: не ходи, у вас там Сталин из гроба встал, переворот в стране. Я только поднялся — за мной подняли трап. Тогда из путешественников несколько человек оказались «гэбистами». Я стал снимать на видеокамеру их разговор на фоне телевизора, где по CNN показывали Москву с танками. Потом вышел на палубу, а там картина еще интересней: с парохода на причал летит чемодан. Это «эвакуировался» кто-то из экипажа. Трап опустили, чекисты за ними…

Там мы вместо трех дней простояли девять, а в Сан-Франциско вместо трех дней — две недели. И вот так же на причале как-то подходит ко мне мужчина, представляется. Это был миллиардер Джеймс Хамстрид с телохранителями, владелец сети гостиниц. Он предложил мне показать город, а за обедом нарисовал перспективу моего будущего: предложил оформлять картинами стены его гостиниц. Сказал, что официальное оформление всех документов возьмет на себя.

Я растерялся и был удивлен его предложением, но, похоже, удивил и его, когда сказал, что не останусь. Причин было много: надо было вернуть картины обратно авторам, ждала семья в России, и потом, я уже два месяца вижу Америку, многое там кажется чужим и малорадостным, несмотря на все их благополучие.

Миллиардер не только не обиделся, но через пару дней еще и каждому, кто находился на нашем пароходе, от капитана до уборщицы, вручил по 100 долларов и по кепке со знаком своей фирмы Shile на голову под объективы местных телекамер. Миллионеру тому, кстати, помню, посоветовал гостиницу у нас в Хасанском районе построить, он был в замешательстве.

Когда вернулся из круиза, художники мне сказали, что лучше бы я остался: продавал бы их картины там, в Америке. Но рынок приморского авангардного искусства я на калифорнийском берегу не гарантирую.

Свадьбы. Синяки. Девушки Далее в рубрике Свадьбы. Синяки. ДевушкиЧто поняла корреспондент «Русской планеты» во Владивостоке о женском авангардном искусстве  Читайте в рубрике «Титульная страница» «Кто там сверлит?!»Космическая общественность и СМИ активно обсуждают попытку неизвестного астронавта досрочно вернуться домой с помощью электродрели «Кто там сверлит?!»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»