Любит пян-се, спортивен и не женат
Театрализованное шествие горожан во время празднования 155-летия Владивостока. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Театрализованное шествие горожан во время празднования 155-летия Владивостока. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Как выглядел бы Владивосток, если бы он был человеком

Проектная группа «Город Соли» совместно с сотрудниками Приморского музея имени Арсеньева впервые проводит масштабное исследование менталитета жителей Владивостока. Цель проекта «Герой места» — научно обосновать бытующее мнение об «уникальности» тихоокеанского города, выяснить, существует ли на самом деле особый тихоокеанский характер. Зачем исследовать жителей морского города и что говорят владивостокцы о самих себе по первым результатам проекта, «Русской планете» рассказала руководитель проектной группы «Город Соли» Ася Королева.

– Кому и как пришла идея изучить менталитет жителей Владивостока? Почему это нужно и кому интересно?

– Эти идеи не новы и давно носятся в воздухе, активно обсуждаются в информационном пространстве. Я же занимаюсь социологическими исследованиями как практик уже больше 10 лет, и совместно с коллегами — социологами, политологами, специалистами в области маркетинга — изучаю социальные, культурные и политические процессы, которые проходят в городе.

Мы любим во Владивостоке всё: архитектуру, море, сопки, людей. В нашем городе есть творческие люди, ученые-исследователи, которые любят Владивосток и хотят разобраться в его особенностях. Например, про нашу уникальную ментальность пишет журналист Василий Авченко, вдохновляется видами Владивостока художник Павел Шугуров. Сейчас работает проект «Открой Тихоокеанскую Россию», задача которого — описать мироощущение людей, живущих на восточном краю страны.

Мы понимаем, что визуальные образы, тексты — это своего рода легенды, через живопись, книги, статьи люди выражают свое особенное ощущение от города. И совместно с коллегами-социологами мы решили обосновать эти образы, символы и понятия с помощью научного исследования.

Этой зимой я проходила курсы в «Школе экскурсоводов», которую организовал музей имени Арсеньева. Познакомилась с сотрудниками музея и поделилась нашей идеей провести исследование. Увлеченные, вдохновленные Владивостоком люди, сотрудники музея, предложили начать совместную работу. Так возник исследовательский проект «Герой места», организаторами которого являются музей с его научной базой и площадками, аккумулирующими информацию о городе, и проектная группа «Город Соли». В ее состав входят специалисты в области коммуникаций: журналисты, культурологи, маркетологи с практическим опытом проектной деятельности. В первую очередь, это любящие город жители, стремящиеся использовать свой опыт и навыки для развития Владивостока как одного из важнейших экономических, туристических и культурных центров Азиатско-Тихоокеанского региона.

– Как начали работу над проектом? Раньше кто-нибудь проводил подобное социальное исследование?

– Прецедентов практически не было. Мы подключили к проекту специалистов в области позиционирования и брендинга городов, опытных маркетологов, профессионалов в области социологии, способных разработать методическую базу. Результаты исследования будут размещаться в открытом источнике на одном из популярных городских интернет-порталов, сейчас мы ведем переговоры с партнерами, чтобы найти самый удобный способ презентовать полученные данные. Надеемся, что наши итоги в дальнейшем смогут использоваться и для работы над брендингом Владивостока.

Повседневная жизнь Владивостока. Набережная Цесаревича. Фото: Александр Савченко / ТАСС

Повседневная жизнь Владивостока. Набережная Цесаревича. Фото: Александр Савченко / ТАСС

Брендинг Владивостока и стратегию продвижения города уже пытались разработать москвичи из Британской высшей школы дизайна. Исследование они проводили дистанционно. Именно это вызвало некоторую критику. Высказывалось мнение, что город необходимо изучать изнутри, чувствовать город в себе и понимать, как ты чувствуешь себя в городе. В общем, на методическую составляющую накладывается целая философия.

– Что говорят о владивостокцах «в народе»?

– О городе и жителях есть много легенд. Например о том, что женщины здесь ярче и красивее, чем в любом другом городе России. Идет эта история из 1960-х годов, когда якобы мужья-моряки привозили женам из-за границы красивые наряды и обувь, которые в других городах страны было не достать. И с тех пор женщины привыкли к красивой одежде, привыкли носить высокие каблуки в любую погоду, не выходить без макияжа даже в дождь.

Другая легенда — о том, что в нашем городе очень много людей, авантюризм у которых в крови, заложен на генетическом уровне. Наши предки-переселенцы по морю и по суше через всю страну добирались сюда и строили совершенно новую жизнь на неизведанной земле. Считается, что жители Владивостока обладают особой динамикой, быстрее принимают решения. Море делает их романтиками, темп жизни — дельцами, а творческая составляющая выплескивается в многочисленные музыкальные фестивали, перформансы, выставки и арт-объекты.

И, конечно, можно много рассказать о самоидентификации горожан по отношению к федеральному центру, о восприятии себя как жителей Восточного форпоста России и особом отношении к своему географическому положению. Кто же мы в первую очередь — жители России? Моряки? Азиаты?

– Расскажите о направлениях и этапах исследования. Какие мероприятия уже прошли, а какие планируются? Каких людей изучаете?

– Исследование «Герой места» делится на две параллельных ветви: это социологическая часть и различные мероприятия, проходящие в музее.

Например на базе Музея Города недавно прошла «Молодежная киносмена», где сняли короткометражный фильм по мотивам историй, произошедших во Владивостоке со школьниками. Этот ролик есть в открытом доступе в группе «Герой места» в социальных сетях. При Музее Города же действует проект «Горожане»: визуализация персонажей, знаковых для владивостокцев.

Во время праздничного мероприятия «День рождения Владивостока» в сквере Музея Города мы опросили 500 жителей Владивостока, задав им вопрос: «Если бы Владивосток был человеком, то каким бы он был?» Результаты оказались очень забавными.

По мнению горожан, Владивосток — высокий темно-русый мужчина с голубыми яркими глазами. Он спортивен и в самом расцвете сил, ему едва за 30. Он еще холост и не обзавелся семьей. Добрый и веселый, Владивосток ставит перед собой цели и стремится достигать их, несмотря на некоторую склонность к авантюрам. Больше всего он любит море и путешествия, да и неудивительно, ведь по профессии он моряк.

Впрочем, оказавшись на суше, наш молодой человек не сидит сложа руки. Если не занимается бизнесом, так открывается творчеству, он отлично рисует и прекрасный музыкант. И хотя его любимая одежда — это неизменная тельняшка, в гардеробе всегда висит модный джинсовый прикид и деловой костюм, который он прекрасно умеет носить при случае.

Владивосток не может обойтись без японской машины. Главные его увлечения — это рыбалка, спорт и музыка, кулинарные предпочтения — аутентичная местная еда, пян-се (корейские паровые пирожки — Примеч. РП.), «Милкис» (молочная газировка с фруктовым лимонадом — Примеч. РП.), морепродукты и китайская пища в «чифаньках» (так дальневосточники называют китайские кафе-забегаловки — Примеч. РП.).

У Владивостока на руке часы, чтобы всегда быть в темпе быстрого города, в руках гитара и в планах — закаты с самыми красивыми девушками, которых он очень любит.

Владивосток. Вид с вертолета на мост через бухту Золотой Рог. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Владивосток. Вид с вертолета на мост через бухту Золотой Рог. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Само социологическое исследование включает в себя несколько этапов. Задачи требуют интегрированного подхода, то есть мы изучаем не только ментальность, но и позиционирование города в информационном пространстве. Для их реализации предполагается использовать такие методы, как фокус-группы, экспертные интервью и количественное исследование.

Три фокус-группы на тему «Владивосток: культура, море, символы» уже прошли. Мы сделали объявление в группах проекта «Герой места» в социальных сетях и собрали совершенно разных людей: студенты, программисты, пенсионеры, преподаватели, режиссеры, таможенники пришли к нам. Жители города воспринимают проект с энтузиазмом и даже с долей фанатизма. У людей есть предложения о том, как улучшить город, что изменить, каким образом развить как туристический объект, как культурный центр.

На трех сборах мы говорили об общем ощущении города его жителями, о том, в чем специфика восприятия людей, которые живут в портовом городе, какое влияние море оказывает на менталитет, на темп и ритм жизни, на интересы, как горожане идентифицируют город через себя, с какими образами ассоциируется у них Владивосток.

Второй этап исследования — это интервью с экспертами, как мы их называем, владивостоковедами — местными известными культурологами, политологами, журналистами, историками, объектом изучения которых являются Владивосток и люди, его населяющие.

Третий этап — анкетирование четырех тысяч жителей Владивостока. Будут точки раздачи анкет, куда можно будет прийти и заполнить их. Анкета будет большая, на основе полученных данных мы подготовим аналитический материал. Будем изучать отношение жителей к символам города, особенности характера, восприятие  и значение моря и истории, культурные и бытовые потребности и привычки, самоидентификацию горожан, их восприятие себя по отношению к федеральному центру, Востоку и Западу. И многое другое.

– Опираясь на те мероприятия, которые вы уже провели, можете охарактеризовать жителей Владивостока уже сейчас?

– Проект работает месяц, и мы только начали делать анализ первых данных. Уже сейчас можно сказать, что во Владивостоке живут люди, открытые ко всему новому, смелые авантюристы, стремящиеся проверять все на собственном опыте, ошибаться и идти дальше, легкие на подъем, любящие путешествовать. В фокус-группах были и люди, которым не удалось побывать за границей, но, тем не менее, они очень много ездили по Приморью. У жителей Владивостока есть что-то общее с духом ветра: свобода, движение, бесстрашие. Но есть один нюанс: энергии и сил много, но как их применить, куда направить, люди не всегда знают. То есть активная гражданская позиция есть, и нужно задать направление. Это уже вопрос управления. Надеемся, что это исследование поможет найти нужный вектор.

– Когда завершится проект?

– Исследование планируем завершить до конца октября и в конце осени презентовать результаты. Поскольку проект социальный и работает благодаря энтузиазму влюбленных в город специалистов, сроки немного растягиваются из-за материальных вопросов. Но меня радует, что в нашем городе живут очень много людей, которые стремятся делать родной Владивосток лучше, верят в него, хотят тут провести свою жизнь и не представляют, как можно жить и дышать не возле моря. 

*** 

В музее им. Арсеньева «Русской планете» подтвердили, что подобного исследования Владивостока действительно раньше не было. Совместно с «Городом Соли» от музея работает своя группа проекта «Герой места», задача которой — зафиксировать представления горожан в словах и цифрах.

– Музей — это ведь не только храм культуры, но и огромное хранилище памяти. Это исследование даст огромный срез информации, которая будет уникальна и интересна. По-моему, сейчас у города такой период, когда нужно понять: какое у него лицо сейчас? Нужно жить старыми ресурсами или развиваться? Город меняется с течением времени, и наша задача — фиксировать его истории и лица для будущих поколений, — говорит РП сотрудник музея, член проектной группы «Герой места» Екатерина Бияк.  

Легенды Нового мира Далее в рубрике Легенды Нового мираУникальные рыбацкие поселки Приморья объединят в один исторический турмаршрут Читайте в рубрике «Титульная страница» Михаил Ефремов. Давно народныйИсполнилось 55 лет замечательному актёру, которого злые языки предлагают лишить звания Михаил Ефремов. Давно народный

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»