«К концу 1980-х российское пароходство впервые в истории стало окупаемым»
Фото: фотохроника ТАСС

Фото: фотохроника ТАСС

Как рождалось и как развалилось русское мореплавание в Тихом океане

Российское дальневосточное судоходство было уничтожено в момент своего расцвета. Накануне 90-х оно было сверхокупаемым, а сегодня мы до сих пор только-только возрождаем морские пути. О Золотом и Серебряном веке покорения русскими Тихого океана рассказал во Владивостоке член Русского географического общества Юрий Ведерников, много лет занимающийся историей мореплавания и кораблекрушений. Он представил свою книгу «Российское мореплавание на Тихом океане за 375 лет своей истории». Рассказ Ведерникова о русском покорении Великого океана записала корреспондент «Русской планеты».

– Естественное движение русских на Дальний Восток началось с казачества, со времен атамана Ермака. А 1 сентября 1639 года отряд казаков вышел к побережью Тихого океана, основав поселение в устье реки Ульи, впадающей в Охотское море.

Только с началом петровского реформирования государства русское судоходство на Дальнем Востоке стало развиваться — появилась организованная морская сила в виде Адмиралтейства. К концу XVIII века решили объединить все русские компании в этой сфере, и в конечном итоге возникла такая структура, как Русская Америка, которая организовала и инициировала движение кругосветных русских экспедиций. Все 26 экспедиций имели одну цель — заход в Новоархангельск (на Аляске. — Примеч. РП), изъятие товара и возврат в Петербург. Благополучное развитие Русской Америки длилось порядка 50 лет.

В это же время началось так называемое континентальное движение русских на Дальний Восток. Начало было положено походом адмирала Невельского и открытием Татарского пролива в устье реки Амур. Три четверти добычи Русской Америки отправлялось на аукционы в Китай, а порядка 30% за счет налогов формировали бюджет государства Российского. По истечении ста лет русские освоили выход к устью Амура, создали крепость и начали планомерное движение по Амуру, так называемый амурский сплав. В итоге в середине XIX века сформировалось двойное «течение» русских на Дальний Восток. К этому времени Русская Америка уже владела целым флотом.

Но Русская Америка была продана Соединенным Штатам, а 18 октября 1867 года в Новоархангельске навсегда было спущено бело-сине-красное полотнище, на месте которого взвился американский флаг.

В итоге тихоокеанская геополитическая стратегия России потерпела сокрушительное поражение: стратегический форпост России в северотихоокеанских морях и в западном полушарии был сдан. Центр тяжести российской политики переместился с берегов Аляски в Приамурье и Приморье, российское мореплавание из тихоокеанского становилось дальневосточным.

Следующий этап русского движения на Дальний Восток — основание поста Владивосток. Связь Петербург–Новоархангельск была естественной, экономически обоснованной, а Владивосток был далекой окраиной, железной дороги ведь не было. Но стратегическое положение города было оценено, и в 1860 году началось освоение русскими южного Приморья, а годом спустя новый пост Владивосток посетило первое коммерческое судно — пароход «Святой Феодосий» Амурской компании. В 1871 году главная база Сибирской флотилии была перенесена во Владивосток, оснащенный телеграфной связью с Восточной Сибирью и с Россией в целом. В таком эволюционирующем состоянии Владивосток подошел к началу XX века. В это время возникло желание сохранить Китайско-Восточную железную дорогу и (по непонятным мне соображениям) доказать, что это наша территория. Это закончилось гибелью пароходства КВЖД, гибелью Порт-Артура, Фукусимой. Печальным итогом стала Гражданская война на Тихом океане.

С поражением белых на Дальнем Востоке 23 октября 1922 года суда Сибирской флотилии ушли в Гензан (ныне — Вонсан, КНДР. — Примеч. РП). Всего в исходе участвовали порядка 30 судов, давно отслужившие свой срок и малопригодные для морского перехода. Не имея возможности оставаться в Гензане, суда пошли в Шанхай. Изгнанная из Шанхая, в начале 1923 года белая флотилия прибыла на Филиппины и была расформирована. На пути в Манилу погиб «Аякс». Так закончился второй, 62-летний период истории русского мореплавания на Дальнем Востоке.

Надо признать, что дальневосточное судоходство, как и весь русский торговый флот, не обеспечивало потребностей Российской империи, обслуживая десятую часть национальной торговли и несколько большую часть национального каботажа. Это в той же мере относится и к рыболовным и морским промыслам, богатства которых оставались на протяжении этого времени незащищенными и неиспользованными.

Второго ноября 1922 года во Владивосток под советским флагом пришел пароход «Кишинев». Началась новая — советская эпоха мореплавания на Дальнем Востоке. В 30-е годы начинается обновление торгового флота, создают с нуля промышленную базу рыболовства, устанавливается регулярная охрана морской провизии и оборона побережья. Черноморские, балтийские и северные рыбные промыслы уничтожены, остаются только Сахалин и Дальний Восток. К концу 1922 года возобновила свою деятельность Дальневосточная контора «Добровольного флота». В следующем 1923 году «Доброфлот» восстанавливал транспортное сообщение в регионе: между портами Дальнего Востока совершали плавание 12 пароходов, на дальневосточном побережье было создано 25 агентств, суда «Ставрополь», «Колыма» и «Лейтенант Шмидт» выполнили рейсы к устью реки Колымы.

С 1924 году суда «Доброфлота» стали обслуживать линии на Фузан, Шанхай и Кантон, открыв представительства в Корее и Китае. Политика национализации торгового флота выразилась в последовательном создании Госторгфлота в 1922 году и его преемника Совторгфлота в 1924-м. Эти хозрасчетные общества собрали под централизованное управление все морские суда страны.

Второго сентября 1945 года, когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии, закончился третий период развития отечественного судоходства на Дальнем Востоке. Время небывалого энтузиазма пришлось на 50-е годы. Страна, несколько лет назад лежавшая в руинах, восстанавливалась и строила флот масштабно и системно, континентальная держава выходила в океан. Возникло такое массовое системное движение, как научно-исследовательские рейсы. Наступал рассвет Серебряного века русского океана.

До начала 60-х годов советская Россия практически не имела торгового флота, эта ситуация исправилась к середине 70-х. В 1967 году наше пароходство вышло на полную окупаемость, а в 1987 году рентабельность морского транспорта составила 68%. Восточная Арктика была полностью обеспечена судовым составом. Появилась принципиально новая отрасль — основание нефтегазового шельфа. Сейчас добыча нефти ведется в рамках проекта «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Все буровые установлены на северо-восточных месторождениях острова. Нефть доставляется по трубопроводу до материкового порта Де-Кастри, где построен нефтепогрузочный терминал. Дальше нефть перевозят танкерами.

Несомненно, на фоне прошедшего Серебряного века современное мореплавание России выглядит практически отсутствующим. Но насколько корректно его сравнение с прошедшей эпохой? Ведь речь идет о принципиально разном социально-экономическом укладе страны и государственном подходе к ее морской деятельности. Вполне очевидно, что мореплавание должно стать локомотивом развития Дальнего Востока России. Полагаю, что лидирующая роль в этом принадлежит промыслам морских ресурсов, транспортный флот должен обеспечить единство экономического пространства северо-восточных регионов России и по мере сил участвовать во внешнеторговых перевозках страны. И все это должно быть технически и кадрово обеспечено, надежно защищено. Требуется государственная организация морской деятельности Дальнего Востока России. Однако единство времени и судеб прервать нельзя. Современные походы Тихоокеанского флота вызывают у нас гордость за страну, а постоянство поступающих в морские училища укрепляет веру в ее будущее. 

Куда пойти учиться во Владивостоке: проходные баллы в вузы Далее в рубрике Куда пойти учиться во Владивостоке: проходные баллы в вузыПроходные баллы в вузы Владивостока на бюджет в 2016 году Читайте в рубрике «Титульная страница» Смерть пенсионерки на блок посту или битва за пенсии продолжаетсяНовым трагическим сообщением на днях взорвались СМИ ДНР. Смерть пенсионерки на блок посту или битва за пенсии продолжается

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»