Новости – Общество
Общество
«О приморском андеграунде советских времен мы узнали только в XXI веке»
Виктор Шлихт. Одуванчик. Иллюстрация предоставлена Приморской государственной картинной галереей
Как жили и работали во Владивостоке подпольные художники-авангардисты
20 ноября, 2015 13:26
8 мин
Выставка картин приморских концептуальных художников за последние 50 лет под названием «Край бунтарей» открылась во владивостокском центре современного искусства «Заря». Ее создали в партнерстве с галереей современного искусства «Арка» и Приморской государственной картинной галереей. Кандидат искусствоведения, заведующая научным отделом картинной галереи Наталья Левданская рассказала «Русской планете» о зарождении авангардного искусства во Владивостоке, первых концептуальных художниках и границе между андеграундом и неомодернизмом.
– Наталья, расскажите о самом раннем периоде картин с выставки. Когда владивостокские художники отошли от советского соцреализма и как они узнавали о новых веяниях в искусстве?
– Во времена Советского Союза Владивосток был закрытым городом, но известно, что уже в 60-е годы у нас были мастера, чьи поиски проходили вне рамок соцреализма. Новые веяния в живописи, которые уже были известны в Москве и Ленинграде, просачивались в далекое Приморье. Тогда были доступны книги, где критиковали западное искусство, в социальном плане развенчивали экспрессионизм, кубизм и другие новые стили. Сквозь политизированные разоблачения искусства «загнивающего Запада» художники могли понять, какие особенности отличают разные течения современного мирового художественного процесса: экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, дадаизм, абстракционизм и другие. Кроме того, преподаватели и студенты Дальневосточного института искусств выезжали на практику в столичные музеи, там они видели работы известных модернистов и авангардистов, могли купить и привезти во Владивосток альбомы и каталоги. Те, кто живо интересовался другим искусством, находили возможность с ним познакомиться.
– Кто входил в число первых концептуальных художников во Владивостоке?
– О том, что уже в 1960-е у нас в городе работали художники, чье творчество не вписывалось в рамки соцреализма, удалось узнать только в XXI веке — был у нас свой андеграунд. Первым назову Виктора Грачева, работы которого после его смерти принесли в картинную галерею друзья. Многие годы ими никто не интересовался. Уникальный художник-самородок попал в круг моих интересов, когда я работала над диссертацией и в какой-то момент поняла, что абстракции Грачева относятся к 1960-м годам. Разнообразные по приемам, смелые и яркие работы. По воспоминаниям его друзей, Виктор был очень свободным человеком, имел скверный характер, совершенно не вписывался в систему. Однажды его попросили написать рекламный щит для кинофильма, он изобразил копию картины Рембрандта «Автопортрет с Саскией на коленях», и его со скандалом уволили из кинотеатра.
Только на посмертной выставке Виктора Федорова в галерее «Портмэй» впервые экспонировались его ранние работы 1960–1970-х годов. Это позволило говорить об андеграундном этапе творчества этого выдающегося приморского художника.
Еще одно имя — Владимир Самойлов. Этот художник очень много работал на Севере, писал реалистические картины быта и портреты оленеводов. Потом, неизвестно каким образом, в нем произошел переворот, он увлекся символистскими композициями на тему пеликенов: фигурки этих божков северных народов, маленькие или большие, вырезанные из дерева или кости, обязательно присутствовали в каждой семье. Интересно, что только Самойлов нашел оригинальный источник своего нового направления на Севере. Другие приморские художники приходили к современному искусству через творчество западноевропейских художников, которые, в свою очередь, вдохновлялись народными африканскими, арабскими и другими фольклорными традициями экзотических стран.
Владимир Самойлов. Дочь. Иллюстрация предоставлена Приморской государственной картинной галереей
Владимир Самойлов. Дочь. Иллюстрация предоставлена Приморской государственной картинной галереей
В 70–80-е годы разными течениями модернистского искусства увлекались Рюрик Тушкин, Федор Морозов, Виктор Шлихт, Юрий Собченко, Александр Пырков. Виктор Федоров и Владимир Самойлов тоже продолжали работать. Собченко, студент первого выпуска института искусств, был страстным поклонником французского постимпрессионизма. Потом он стал преподавателем. Он и его ученик и друг Александр Пырков привозили из столиц книги и альбомы европейских художников и наших авангардистов: Марка Шагала, Казимира Малевича, Василия Кандинского.
О каждом из художников этого периода можно рассказать много интересного, у каждого из них свой непростой путь. К примеру, Рюрик Тушкин в 1960–1970-е достаточно успешно работал в графике, его гравюры принимали на выставки. А в середине 70-х он в Москве познакомился с книжными графиками-нонконформистами, очень заинтересовался новыми возможностями, стал искать свой стиль. Рюрику было за пятьдесят, когда он снова превратился в добросовестного ученика великих мастеров. Просто ставил перед собой картины Шагала, Матисса, Пикассо, Мондриана и писал копии, чтобы понять, как работает та или иная художественная система. Его критиковали за то, что не имеет своего лица, занимается копированием, но Тушкин в результате выработал настолько своеобразный индивидуальный стиль, что его картины теперь легко узнают даже неискушенные зрители.
– Как жили и зарабатывали в советское время реалисты? Что делали авангардисты со своими запрещенными работами?
– Реалистические картины представляли на выставках, закупали для музейных фондов, за них художники получали не только деньги, но и звания, поездки на творческие дачи. Художникам — членам Союза обеспечивался высокий доход, мастерские, уважение и почет.
Приверженцы андеграунда «писали в стол», на выставки их работы не принимали, они не могли стать членами Союза художников СССР, не получали мастерские, не имели возможности повышать квалификацию на творческих дачах в центральной России, не имели регулярных заработков от профессиональной деятельности. Некоторым удавалось устроиться в кинотеатры, при которых существовали мастерские. А реклама фильмов в то время была особым жанром. Между собой художники обсуждали киноафиши как произведения искусства, среди которых были свои шедевры. Но, к сожалению, сейчас мы не можем посмотреть эти работы: после показов холст сдирали, рисовали на другой стороне или выбрасывали.
Нонконформизма во Владивостоке не было — не было открытого противопоставления официальному искусству и политического протеста у наших художников 1960–1980-х годов, их интересовало только творчество, которое не выходило за пределы их мастерских, было скрыто в андеграунде, говоря по-русски, в подполье.
– Что дало толчок развитию современного искусства во Владивостоке?
– Система социалистического реализма постепенно размывалась, и в ней появлялись новые тенденции. Одной из них был так называемый суровый стиль «Шикотанской группы» — одного из самых ярких явлений приморского искусства советского периода. В 1988 году по инициативе крайкома партии по случаю проведения в городе международного форума впервые, причем в краевой картинной галерее, показали выставку шести художников: Валерия Ненаживина, Виктора Шлихта, Юрия Собченко, Федора Морозова, Александра Пыркова, Рюрика Тушкина. Они и еще Федоров и Самойлов стали впоследствии участниками первой неомодернистской творческой группы «Владивосток». Та первая экспозиция стала границей между эпохой андеграунда и неомодернизмом во Владивостоке.
Вторая выставка прошла в 1989 году в зале «Дальрыба». К этому времени название «Владивосток» за творческой группой закрепилось, а круг участников расширился. Третья экспозиция, представляющая еще более расширенный круг авторов, прошла в московском Дворце молодежи в 1990 году. Следующая выставка «Шествие с Востока» состоялась в 2005 году в галерее «Портмэй» во Владивостоке. Организаторы включили в нее произведения из частных коллекций музея современного искусства «Артэтаж-ДВГТУ» и мастерских семи участников группы: Юрия Собченко, Виктора Шлихта, Рюрика Тушкина, Александра Пыркова, Валерия Ненаживина, Федора Морозова, Виктора Федорова. В декабре 2010 года по инициативе директора музея «Артэтаж-ДВГТУ» Александра Городнего открылась ретроспективная выставка группы «Владивосток» в составе 1988 года, а также работ Самойлова и Федорова.
В 1999 году в Японии состоялась международная экспозиция авангардистов, в ней принимали участие художники Китая, Южной Кореи, Японии и России, и на ней были представлены работы десяти неомодернистов из Владивостока. Так что именно неомодернисты вывели Приморье на международную художественную сцену.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости