Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«О приморском андеграунде советских времен мы узнали только в XXI веке»

Виктор Шлихт. Одуванчик. Иллюстрация предоставлена Приморской государственной картинной галереей

Как жили и работали во Владивостоке подпольные художники-авангардисты
Анна Маленко
20 ноября, 2015 13:26
8 мин
Выставка картин приморских концептуальных художников за последние 50 лет под названием «Край бунтарей» открылась во владивостокском центре современного искусства «Заря». Ее создали в партнерстве с галереей современного искусства «Арка» и Приморской государственной картинной галереей. Кандидат искусствоведения, заведующая научным отделом картинной галереи Наталья Левданская рассказала «Русской планете» о зарождении авангардного искусства во Владивостоке, первых концептуальных художниках и границе между андеграундом и неомодернизмом.
– Наталья, расскажите о самом раннем периоде картин с выставки. Когда владивостокские художники отошли от советского соцреализма и как они узнавали о новых веяниях в искусстве?
– Во времена Советского Союза Владивосток был закрытым городом, но известно, что уже в 60-е годы у нас были мастера, чьи поиски проходили вне рамок соцреализма. Новые веяния в живописи, которые уже были известны в Москве и Ленинграде, просачивались в далекое Приморье. Тогда были доступны книги, где критиковали западное искусство, в социальном плане развенчивали экспрессионизм, кубизм и другие новые стили. Сквозь политизированные разоблачения искусства «загнивающего Запада» художники могли понять, какие особенности отличают разные течения современного мирового художественного процесса: экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, дадаизм, абстракционизм и другие. Кроме того, преподаватели и студенты Дальневосточного института искусств выезжали на практику в столичные музеи, там они видели работы известных модернистов и авангардистов, могли купить и привезти во Владивосток альбомы и каталоги. Те, кто живо интересовался другим искусством, находили возможность с ним познакомиться.
– Кто входил в число первых концептуальных художников во Владивостоке?
– О том, что уже в 1960-е у нас в городе работали художники, чье творчество не вписывалось в рамки соцреализма, удалось узнать только в XXI веке — был у нас свой андеграунд. Первым назову Виктора Грачева, работы которого после его смерти принесли в картинную галерею друзья. Многие годы ими никто не интересовался. Уникальный художник-самородок попал в круг моих интересов, когда я работала над диссертацией и в какой-то момент поняла, что абстракции Грачева относятся к 1960-м годам. Разнообразные по приемам, смелые и яркие работы. По воспоминаниям его друзей, Виктор был очень свободным человеком, имел скверный характер, совершенно не вписывался в систему. Однажды его попросили написать рекламный щит для кинофильма, он изобразил копию картины Рембрандта «Автопортрет с Саскией на коленях», и его со скандалом уволили из кинотеатра.
Только на посмертной выставке Виктора Федорова в галерее «Портмэй» впервые экспонировались его ранние работы 1960–1970-х годов. Это позволило говорить об андеграундном этапе творчества этого выдающегося приморского художника.
Еще одно имя — Владимир Самойлов. Этот художник очень много работал на Севере, писал реалистические картины быта и портреты оленеводов. Потом, неизвестно каким образом, в нем произошел переворот, он увлекся символистскими композициями на тему пеликенов: фигурки этих божков северных народов, маленькие или большие, вырезанные из дерева или кости, обязательно присутствовали в каждой семье. Интересно, что только Самойлов нашел оригинальный источник своего нового направления на Севере. Другие приморские художники приходили к современному искусству через творчество западноевропейских художников, которые, в свою очередь, вдохновлялись народными африканскими, арабскими и другими фольклорными традициями экзотических стран.
Владимир Самойлов. Дочь. Иллюстрация предоставлена Приморской государственной картинной галереей
Владимир Самойлов. Дочь. Иллюстрация предоставлена Приморской государственной картинной галереей
В 70–80-е годы разными течениями модернистского искусства увлекались Рюрик Тушкин, Федор Морозов, Виктор Шлихт, Юрий Собченко, Александр Пырков. Виктор Федоров и Владимир Самойлов тоже продолжали работать. Собченко, студент первого выпуска института искусств, был страстным поклонником французского постимпрессионизма. Потом он стал преподавателем. Он и его ученик и друг Александр Пырков привозили из столиц книги и альбомы европейских художников и наших авангардистов: Марка Шагала, Казимира Малевича, Василия Кандинского.
О каждом из художников этого периода можно рассказать много интересного, у каждого из них свой непростой путь. К примеру, Рюрик Тушкин в 1960–1970-е достаточно успешно работал в графике, его гравюры принимали на выставки. А в середине 70-х он в Москве познакомился с книжными графиками-нонконформистами, очень заинтересовался новыми возможностями, стал искать свой стиль. Рюрику было за пятьдесят, когда он снова превратился в добросовестного ученика великих мастеров. Просто ставил перед собой картины Шагала, Матисса, Пикассо, Мондриана и писал копии, чтобы понять, как работает та или иная художественная система. Его критиковали за то, что не имеет своего лица, занимается копированием, но Тушкин в результате выработал настолько своеобразный индивидуальный стиль, что его картины теперь легко узнают даже неискушенные зрители.
– Как жили и зарабатывали в советское время реалисты? Что делали авангардисты со своими запрещенными работами?
– Реалистические картины представляли на выставках, закупали для музейных фондов, за них художники получали не только деньги, но и звания, поездки на творческие дачи. Художникам — членам Союза обеспечивался высокий доход, мастерские, уважение и почет.
Приверженцы андеграунда «писали в стол», на выставки их работы не принимали, они не могли стать членами Союза художников СССР, не получали мастерские, не имели возможности повышать квалификацию на творческих дачах в центральной России, не имели регулярных заработков от профессиональной деятельности. Некоторым удавалось устроиться в кинотеатры, при которых существовали мастерские. А реклама фильмов в то время была особым жанром. Между собой художники обсуждали киноафиши как произведения искусства, среди которых были свои шедевры. Но, к сожалению, сейчас мы не можем посмотреть эти работы: после показов холст сдирали, рисовали на другой стороне или выбрасывали.
Нонконформизма во Владивостоке не было — не было открытого противопоставления официальному искусству и политического протеста у наших художников 1960–1980-х годов, их интересовало только творчество, которое не выходило за пределы их мастерских, было скрыто в андеграунде, говоря по-русски, в подполье.
– Что дало толчок развитию современного искусства во Владивостоке?
– Система социалистического реализма постепенно размывалась, и в ней появлялись новые тенденции. Одной из них был так называемый суровый стиль «Шикотанской группы» — одного из самых ярких явлений приморского искусства советского периода. В 1988 году по инициативе крайкома партии по случаю проведения в городе международного форума впервые, причем в краевой картинной галерее, показали выставку шести художников: Валерия Ненаживина, Виктора Шлихта, Юрия Собченко, Федора Морозова, Александра Пыркова, Рюрика Тушкина. Они и еще Федоров и Самойлов стали впоследствии участниками первой неомодернистской творческой группы «Владивосток». Та первая экспозиция стала границей между эпохой андеграунда и неомодернизмом во Владивостоке.
Вторая выставка прошла в 1989 году в зале «Дальрыба». К этому времени название «Владивосток» за творческой группой закрепилось, а круг участников расширился. Третья экспозиция, представляющая еще более расширенный круг авторов, прошла в московском Дворце молодежи в 1990 году. Следующая выставка «Шествие с Востока» состоялась в 2005 году в галерее «Портмэй» во Владивостоке. Организаторы включили в нее произведения из частных коллекций музея современного искусства «Артэтаж-ДВГТУ» и мастерских семи участников группы: Юрия Собченко, Виктора Шлихта, Рюрика Тушкина, Александра Пыркова, Валерия Ненаживина, Федора Морозова, Виктора Федорова. В декабре 2010 года по инициативе директора музея «Артэтаж-ДВГТУ» Александра Городнего открылась ретроспективная выставка группы «Владивосток» в составе 1988 года, а также работ Самойлова и Федорова.
В 1999 году в Японии состоялась международная экспозиция авангардистов, в ней принимали участие художники Китая, Южной Кореи, Японии и России, и на ней были представлены работы десяти неомодернистов из Владивостока. Так что именно неомодернисты вывели Приморье на международную художественную сцену. 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ