Новости – Общество
Общество
Свадьбы. Синяки. Девушки
Картины Светланы Шуваевой. Фото: Надежда Шаповалова
Что поняла корреспондент «Русской планеты» во Владивостоке о женском авангардном искусстве
13 марта, 2015 12:06
8 мин
Участников выставки произведений женщин-художниц «Её» в Интернете ругают, спрашивают: «Зачем эта грязь?» — и предлагают обратиться к врачам. Корреспондент «Русской планеты» сама посмотрела экспозицию в полупустом зале ЦСИ «Заря» и попыталась выяснить, почему Владивосток не понял такого современного искусства.
Выставка «Её» (с буквой «ё», это важно) открылась к 8 марта. Организаторы говорят, она — не столько повод для поздравления женщин, сколько попытка проанализировать формальные проявления «женских» тем в современном искусстве.
– Я — защитница буквы «ё». Она очень дискриминирована в нашем языке, ее часто заменяют на «е», она есть даже не на каждой клавиатуре. И эта ситуация очень похожа на ситуацию с правами женщины в нашей стране и не только, — сказала журналистам на открытии выставки ее куратор Оксана Саркисян. — С одной стороны, буква, как и права, вроде бы есть и даже официально признана. Но можно ее употреблять, а можно и не замечать, и даже забыть про нее. И в каком-то смысле «Её» — это мир женщины, весь огромный мир, очень странный и своеобразный. Мир, который участницы выставки рассматривают без всякой идеологии, просто пытаясь понять, что за феномен такой — женское.
Начинается выставка с зала картин Светланы Шуваевой. Шуваева пишет женские сущности в состоянии эйфорического экстаза и в различных воплощениях: женщина-война (обнаженная, черная, со страшным лицом и просвечивающим скелетом), женщина-цветок, женщина-вода, женщина-дракон. Все они застыли в прыжке либо какой-то экзотической позе.
Рядом размещена инсталляция «Лотос» Ирины Кориной. Цветок лотоса из дерева и бумаги установлен на военной палатке, внутри которой — хаос из бурелома. Я смотрю и вижу современный окружающий мир, где за прекрасным прячется бессмысленная и жуткая война.
Анастасия Потемкина представляет арт-проект «Синяки» — девичий альбом с рисунками синяков и гематом на теле человека. По мнению организаторов, синяк как знак насилия, которого принято стесняться, обычно демонстрируют, чтобы публично обвинить агрессора. Но смысл этого цикла — эстетизировать синяки, притом, что тот, кто бьет, на рисунках отсутствует.
Кроме этих проектов, есть еще инсталляции, видеоарт, картины и фотографии. Выставлены письма в стиле «мэйл-арт», которые художницы писали друг другу. Есть документированный перформанс «Это не свадьба», автор которого Варвара Геворгизова четырежды официально выходила замуж за одного и того же человека: один раз — совершенно голой в прозрачной фате, в другой — в образе лысого мужчины, потом якобы беременной, потом сильно пьяной. А затем устроила свадьбу еще несколько раз и собрала все фотографии со своих торжеств.
– Основная задача серии свадебных перформансов — разобраться в специфике института брака и его месте в системе ценностей современной России, — рассказала Варвара Геворгизова «Русской планете». — А началось все с того, что, когда нас было четверо единомышленников, у нас родилась идея всем пережениться. Потом эту мысль я хотела несколько расширить: решила заполнить свой паспорт штампами не только о браках и разводах, но и о прописках и выписках. Но от этой идеи пришлось отказаться, чтобы не вовлекать в это родных, которым пришлось бы ходить со мной по паспортным столам. И я сосредоточилась на «свадьбах». Когда мы сделали первую, я поняла, что это некий художественный процесс, где на финише ты получаешь сертификат.
Варвара Геворгизова. Фото: Надежда Шаповалова
Сначала Варвара выходила замуж за одного и того же человека несколько раз, а позже, когда с другими своими проектами вошла в среду и заинтересовала этой идеей других людей, то желающих на ней жениться появилось много.
– Мы старались акцентировать внимание на образной составляющей молодоженов: невеста в прозрачном платье без нижнего белья или в образе лысого мужчины. Один раз нас не расписали по причине моего абсолютного нетрезвого вида, и еще был случай, когда я в один день зарегистрировалась три раза с разными людьми. Конечно, по документам я смогла это сделать один раз, а в двух других случаях вставала рядом с чужим женихом, при этом реальные невесты были тоже поблизости, и никто из сотрудников загса ничего не заметил.
Есть на выставке и проект о проблеме проституции. Видеоинсталляция в исполнении секс-работниц из Нижнего Новгорода, которым предложили придумать миф о своей жизни, представить только хорошее о себе. И они изобразили из себя русалок, которые плавают или сидят на деревьях, улыбаются, хохочут, но при этом всегда молчат.
Одновременно со мной по залам выставки ходят двое китайских туристов и приморец Андрей Малышев. Больше зрителей нет. Правда, в ЦСИ «Заря» говорят, что больше посетителей бывает после 17 часов, а я пришла днем.
– Мне трудно оценить подобное искусство, его даже назвать искусством сложно. Такое ощущение, что все представленное сделано для определенного узкого круга людей или что это вообще искусство ради искусства. Чтобы оно было. Вот такое. Не как у всех, — делится Андрей Малышев. — В моем понимании искусства лежит нечто более основательное, что так или иначе имеет художественный смысл. Не увидел его в синяках, письмах и свадьбах. Еще смутили странные обнаженные женщины, хотя наверняка авторская философия там присутствует. Жаль, мне не понятная.
– Я лично не могу сказать, что полностью и до конца осознала все посылы «Её», но правда в том, что некоторые проекты — Варвары Геворгизовой, например, или проект «Русалки» — оставили в моей душе сильный отклик, — говорит «Русской планете» журналист Любовь Берчанская. — В каком-то смысле эти проекты касаются не только искусства, но и нашего современного общества, связывают все вместе, поэтому воспринимать их как картины мастера эпохи Возрождения: постоял, посмотрел, кивнул, пошел к следующей, — наверное, нельзя. Это не искусство, рассчитанное на века вперед, это в некотором смысле сиюминутность, проект, рассчитанный на реакцию здесь и сейчас. Вас может рассмешить, сколько раз Варвара Геворгизова выходила замуж и в каком виде она это делала, а может быть, вы задумаетесь, что такое свадьба и для чего она нужна сегодня. И так с каждым проектом на выставке. Что-то дает более сильный отклик, что-то — менее сильный. Но если вы пришли на «Её» с тем же настроем, с каким идете на выставку «Западноевропейское искусство XVII века», право же, разочарования вам не избежать.
По мнению Берчанской, обычным зрителям вообще всегда трудно понять современное искусство. Понятно оно самим художникам, а смотрящий на картины может либо прочувствовать мысль, либо нет.
– В случае с выставкой «Её» вообще трудно говорить: «Я все понял / не понял», — потому что она посвящена внутреннему миру женщины, а есть ли что-то на свете более запутанное? — говорит она. — Но, прогуливаясь по залам, можно понять, как молодые художницы приоткрывают зрителю частичку своей души: в картинах с нотами экстаза, в проекте «Синяки», в «мэйл-арт»-проекте. А можно и не понять, не увидеть, разглядеть только «мазню» и уйти с гордым: «Классика мне ближе».
А вот директор Музея современного искусства «АРТЭТАЖ» Александр Городний в беседе с «Русской планетой» сказал, что еще не успел посетить именно эту выставку, но слышал о ней и обязательно на нее придет.
– Те проекты, которые делает сегодня Центр современного искусства «Заря», весьма масштабны и значимы. Но только, к сожалению, не для провинции. Сегодня туда ходят те, кому в принципе интересно искусство в его развитии. И хорошо, что такие есть. Но думаю, что они по мере возможности раскачают нашу публику, даже если это будет небыстро.
Самих художников, к примеру Варвару Геворгизову, не смущает, что зрителей в зале немного и что кому-то непонятно такое искусство.
– Многое из того, что сейчас происходит в художественной Москве, мне не нравится. С одной стороны, жизнь какая-то есть, с другой — жуткий конформизм, — говорит молодая художница. — И все художественные образовательные учреждения учат приноровиться к этому процессу, например рассказывают, что и как надо сделать, чтобы получить премию. Я с этим не согласна, кажется, что люди не понимают искусства, его процессов, задач. Просто воспроизводят то, что «надо», перебирая актуальные темы. И на выходе мы получаем не более, чем уровень журналистских статей о несправедливости мира. А художественного решения нет. По-моему, чтобы было движение, надо придерживаться авангардного искусства, кажется, что все об этом забыли, — говорит она.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости