Новости – Общество
Общество
«Им некогда хулиганить»
Занятия по верховой езде пришлось прекратить зимой из-за отсутствия финансирования, хотя дети каждый день интересуются, когда можно будет снова покататься или сходить в конюшню. Фото: предоставлено БУЗ "Приморская детская краевая клиническая туберкулезная больница"
В приморской детской туберкулезной больнице разработали свою эффективную методику реабилитации пациентов
11 февраля, 2016 13:43
9 мин
Мастерская технического творчества открылась в отделении медицинской реабилитации и консультативной диагностики приморской детской краевой туберкулезной больницы. Пациенты, перенесшие туберкулез, или из групп риска по заболеванию проводят в отделении не менее трех месяцев. Дети получают лекарственную и физиотерапию, с лета 2015 года — иппотерапию, а теперь еще и новую программу арт-терапии.
В светлом классе царит творческая атмосфера: на стене доска, на которой нарисованы мелом схемы будущих дирижаблей, рядом висят детские рисунки, шкафы и подоконники заставлены рабочими материалами и незаконченными макетами. В конце класса на столе возвышаются замок и несколько готовых домиков, лежат пластилиновые фигурки принцесс и животных. Парты сдвинуты и образуют большие столы, за которыми группками сидят девочки и мальчики, каждый увлечен своей работой. Педагог ходит между детьми, едва успевая отвечать на многочисленные вопросы.
– Ирина Владимировна, а подоконник лучше сделать маленький ли большой? — обращается к педагогу темноволосая девочка.
– Ну, ты что, Катя, — вклинивается в разговор ее приятель по мастерской, — ты же купила дом, вот и достраивай его, как твоей душе угодно!
Для пациентов детской туберкулезной больницы, сделанные своими руками домики, замки и другие вещи — это не просто поделки, а то, во что они вкладывают душу, личные переживания и надежды на будущее. Папа 16-летнего Димы — автомеханик. Мальчик считает, что ему по крови передался талант к ручному ремеслу: починить двигатель или мопед для подростка — не проблема. В мастерской он проводит не менее пяти часов ежедневно.
– Смотрите, какой красивый дирижабль я делаю, а я ведь раньше не догадывался даже, что можно из пустой пластиковой бутылки такую хорошую штуку сделать. В мастерской я познакомился с новыми материалами, научился их красить, склеивать, — рассказывает РП Дима. — Сначала смастерил домик, потом большой замок делать помогал. Девочки меня просят выжечь какие-нибудь детали, у меня это хорошо получается, я давно с выжигателем работаю, делаю картинки на дереве. Сейчас зима, холодно, много не погуляешь, а в палатах грустно нам сидеть. Все мои друзья из больницы ходят в мастерскую. Когда делом занимаешься, радостно на душе, мысли позитивные приходят.
На занятиях дети осваивают азы технического черчения, конструирования, архитектурного построения, механики, гармонической пропорции. Законченная работа — это художественное произведение. В планах у педагога и ребят — создать волшебный мир с разными городами, разделенными океаном. Каждый город застроить домиками со светом в окнах, куда поселить жителей, а передвигаться на воздушном и наземном транспорте. Идея в том, что люди все разные, так же как города и миры. Пока два человека не узнают друг друга, между ними — целый океан, поэтому города разделяет синее море. Между всем живым есть связующие нити, в волшебном мире — это дирижабли, фантазийные паровозы и локомотивы.
Дом у ребенка ассоциируется с семьей, любовью, защитой, местом, где уютно и комфортно. Фото: предоставлено администрацией приморской детской краевой туберкулезной больницы
Дом у ребенка ассоциируется с семьей, любовью, защитой, местом, где уютно и комфортно. Фото: предоставлено БУЗ "Приморская детская краевая клиническая туберкулезная больница"
– Сначала я предлагаю детям сделать домик, индивидуальный, украшенный по-своему, и это не просто так, — говорит РП педагог мастерской Ирина Козицина. — Дом у ребенка ассоциируется с семьей, любовью, защитой, местом, где уютно и комфортно. У многих наших пациентов есть детские обиды, недолюбленность. И создавая собственный дом, ребенок чувствует, что свой мир под силу перестроить, ведь если в воображении представить можно, то и воплотить в жизнь тоже. Я замечаю, что в мастерской у детей улучшается настроение. Им некогда хулиганить, мысли заняты, каким цветом дом покрасить, какую антенну сделать.
Материалы для работы в мастерской используют подручные: пустые коробки, пластиковые бутылки, кусочки ткани. Изоспан, клей, водоэмульсионные краски закупают. В январе сотрудники больницы подали заявку на конкурсную краевую площадку социальных проектов «Энергия участия», чтобы получить грант из благотворительного фонда предпринимателя Константина Богданенко. Если удастся получить грант, то планируют закупить оборудование, инструменты и материалы для поделок и организовать первую выставку. После которой работа мастерской, конечно, не завершится. Одни дети уходят, другие приходят, всем интересно научиться делать вещи своими руками и поучаствовать в выставках, которые планируют и в дальнейшем проводить на разных площадках города.
– Туберкулез — инфекционное социально значимое заболевание, — объясняет психолог детской краевой туберкулезной больницы Галина Золотухина. — Когда ребенок заболевает, родители запрещают ему общаться с друзьями, многие отворачиваются от него, он становится изолированным от общества. У детей возникает паника. Есть риск спровоцировать полный отказ от деятельности. Программа психологической и социальной реабилитации, которая развивается с приходом в больницу, является безопасной и экологичной для ребенка. И понемногу через работу арт-терапии, которую в больнице внедрили относительно давно (занятия начались в 2003 году), мы показываем, что не все потеряно, жизнь не закончилась и можно идти дальше. Просто раньше была терапия рисованием, праздниками, музыкой, танцами и даже сказками, а теперь к этому замечательному набору присоединилась терапия техническим прикладным творчеством.
Когда ребенок включается в творческую деятельность, задействованы руки, голова, обоняние, зрительные анализаторы. Мелкая моторика положительно влияет на работу головного мозга, развивает не только логику, но и память, а еще воображение, и, значит, способность к нестандартному креативному мышлению, вырабатывает усидчивость.
На занятиях дети осваивают азы технического черчения, конструирования, архитектурного построения, механики. Фото: предоставлено администрацией приморской детской краевой туберкулезной больницы
На занятиях дети осваивают азы технического черчения, конструирования, архитектурного построения, механики. Фото: предоставлено БУЗ "Приморская детская краевая клиническая туберкулезная больница"
Если есть зажимы и недоговоренности, можно все сбросить через деятельность, выразить в продукте своего творчества. Очень важный момент для детей — обсуждение той работы, которую они выполняют. Педагог наблюдает за эмоциями и обговаривает с каждым ребенком, как он понимает значение того, что строит или рисует.
Прошлым летом на территории отделения медицинской реабилитации и консультативной диагностики приморской детской краевой туберкулезной больницы при содействии Уссурийского войскового казачьего общества открылся центр иппотерапии. Сотрудники больницы прошли специальное обучение в московском конноспортивном клубе и получили сертификаты. С пациентами проводили занятия, где рассказывали о породах лошадей, их строении, поведении и о технике безопасности. Дети, которые сдали нормативы и получили официальное разрешение родителей или опекунов, могли приходить в конюшню и общаться с лошадьми, а самые способные посещали уроки верховой езды. По словам сотрудников больницы, дети вставали в очередь, чтобы покормить, причесать или почистить лошадь.
– Иппотерапия — это особая форма лечебной физкультуры, которая важна для наших пациентов, — рассказывает Галина Золотухина. — Во время верховой езды укрепляются мышцы, происходит дыхательная гимнастика. Упражнения с лошадью развивают внимание и память. Детей успокаивает общение с животными, учит чувствовать и понимать живое существо, взаимодействовать с ним. Когда ребята впервые видели большую лошадь, то смеялись, кричали от радости, хлопали в ладоши, некоторые замирали от восторга. Желание накормить и почувствовать себя всадником возникает очень быстро. Некоторые из тех, что научился кататься, чувствовали превосходство: у меня получилось, я могу ехать на большом коне. Лошадь через свое тепло и движения передает ребенку импульсы, которые влияют на его психологическое состояние, вызывают положительные эмоции.
С октября 2015 года занятия по верховой езде не проводят, потому что средств на строительство зимнего крытого уличного вольера для лошадей у больницы пока нет. По словам психолога, дети каждый день интересуются, когда можно будет снова покататься или сходить в конюшню, чтобы покормить или причесать полюбившихся животных. Учитывая успешный опыт, центры иппотерапии хотели открыть и в других реабилитационных отделениях краевой детской туберкулезной больницы — еще в одном во Владивостоке, в селе Астраханка и городе Арсеньеве, но пока эта идея осталась в планах.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости