Новости – Общество
Общество
Любит пян-се, спортивен и не женат
Театрализованное шествие горожан во время празднования 155-летия Владивостока. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
Как выглядел бы Владивосток, если бы он был человеком
12 августа, 2015 13:50
12 мин
Проектная группа «Город Соли» совместно с сотрудниками Приморского музея имени Арсеньева впервые проводит масштабное исследование менталитета жителей Владивостока. Цель проекта «Герой места» — научно обосновать бытующее мнение об «уникальности» тихоокеанского города, выяснить, существует ли на самом деле особый тихоокеанский характер. Зачем исследовать жителей морского города и что говорят владивостокцы о самих себе по первым результатам проекта, «Русской планете» рассказала руководитель проектной группы «Город Соли» Ася Королева.
– Кому и как пришла идея изучить менталитет жителей Владивостока? Почему это нужно и кому интересно?
– Эти идеи не новы и давно носятся в воздухе, активно обсуждаются в информационном пространстве. Я же занимаюсь социологическими исследованиями как практик уже больше 10 лет, и совместно с коллегами — социологами, политологами, специалистами в области маркетинга — изучаю социальные, культурные и политические процессы, которые проходят в городе.
Мы любим во Владивостоке всё: архитектуру, море, сопки, людей. В нашем городе есть творческие люди, ученые-исследователи, которые любят Владивосток и хотят разобраться в его особенностях. Например, про нашу уникальную ментальность пишет журналист Василий Авченко, вдохновляется видами Владивостока художник Павел Шугуров. Сейчас работает проект «Открой Тихоокеанскую Россию», задача которого — описать мироощущение людей, живущих на восточном краю страны.
Мы понимаем, что визуальные образы, тексты — это своего рода легенды, через живопись, книги, статьи люди выражают свое особенное ощущение от города. И совместно с коллегами-социологами мы решили обосновать эти образы, символы и понятия с помощью научного исследования.
Этой зимой я проходила курсы в «Школе экскурсоводов», которую организовал музей имени Арсеньева. Познакомилась с сотрудниками музея и поделилась нашей идеей провести исследование. Увлеченные, вдохновленные Владивостоком люди, сотрудники музея, предложили начать совместную работу. Так возник исследовательский проект «Герой места», организаторами которого являются музей с его научной базой и площадками, аккумулирующими информацию о городе, и проектная группа «Город Соли». В ее состав входят специалисты в области коммуникаций: журналисты, культурологи, маркетологи с практическим опытом проектной деятельности. В первую очередь, это любящие город жители, стремящиеся использовать свой опыт и навыки для развития Владивостока как одного из важнейших экономических, туристических и культурных центров Азиатско-Тихоокеанского региона.
– Как начали работу над проектом? Раньше кто-нибудь проводил подобное социальное исследование?
– Прецедентов практически не было. Мы подключили к проекту специалистов в области позиционирования и брендинга городов, опытных маркетологов, профессионалов в области социологии, способных разработать методическую базу. Результаты исследования будут размещаться в открытом источнике на одном из популярных городских интернет-порталов, сейчас мы ведем переговоры с партнерами, чтобы найти самый удобный способ презентовать полученные данные. Надеемся, что наши итоги в дальнейшем смогут использоваться и для работы над брендингом Владивостока.
Повседневная жизнь Владивостока. Набережная Цесаревича. Фото: Александр Савченко / ТАСС
Повседневная жизнь Владивостока. Набережная Цесаревича. Фото: Александр Савченко / ТАСС
Брендинг Владивостока и стратегию продвижения города уже пытались разработать москвичи из Британской высшей школы дизайна. Исследование они проводили дистанционно. Именно это вызвало некоторую критику. Высказывалось мнение, что город необходимо изучать изнутри, чувствовать город в себе и понимать, как ты чувствуешь себя в городе. В общем, на методическую составляющую накладывается целая философия.
– Что говорят о владивостокцах «в народе»?
– О городе и жителях есть много легенд. Например о том, что женщины здесь ярче и красивее, чем в любом другом городе России. Идет эта история из 1960-х годов, когда якобы мужья-моряки привозили женам из-за границы красивые наряды и обувь, которые в других городах страны было не достать. И с тех пор женщины привыкли к красивой одежде, привыкли носить высокие каблуки в любую погоду, не выходить без макияжа даже в дождь.
Другая легенда — о том, что в нашем городе очень много людей, авантюризм у которых в крови, заложен на генетическом уровне. Наши предки-переселенцы по морю и по суше через всю страну добирались сюда и строили совершенно новую жизнь на неизведанной земле. Считается, что жители Владивостока обладают особой динамикой, быстрее принимают решения. Море делает их романтиками, темп жизни — дельцами, а творческая составляющая выплескивается в многочисленные музыкальные фестивали, перформансы, выставки и арт-объекты.
И, конечно, можно много рассказать о самоидентификации горожан по отношению к федеральному центру, о восприятии себя как жителей Восточного форпоста России и особом отношении к своему географическому положению. Кто же мы в первую очередь — жители России? Моряки? Азиаты?
– Расскажите о направлениях и этапах исследования. Какие мероприятия уже прошли, а какие планируются? Каких людей изучаете?
– Исследование «Герой места» делится на две параллельных ветви: это социологическая часть и различные мероприятия, проходящие в музее.
Например на базе Музея Города недавно прошла «Молодежная киносмена», где сняли короткометражный фильм по мотивам историй, произошедших во Владивостоке со школьниками. Этот ролик есть в открытом доступе в группе «Герой места» в социальных сетях. При Музее Города же действует проект «Горожане»: визуализация персонажей, знаковых для владивостокцев.
Во время праздничного мероприятия «День рождения Владивостока» в сквере Музея Города мы опросили 500 жителей Владивостока, задав им вопрос: «Если бы Владивосток был человеком, то каким бы он был?» Результаты оказались очень забавными.
По мнению горожан, Владивосток — высокий темно-русый мужчина с голубыми яркими глазами. Он спортивен и в самом расцвете сил, ему едва за 30. Он еще холост и не обзавелся семьей. Добрый и веселый, Владивосток ставит перед собой цели и стремится достигать их, несмотря на некоторую склонность к авантюрам. Больше всего он любит море и путешествия, да и неудивительно, ведь по профессии он моряк.
Впрочем, оказавшись на суше, наш молодой человек не сидит сложа руки. Если не занимается бизнесом, так открывается творчеству, он отлично рисует и прекрасный музыкант. И хотя его любимая одежда — это неизменная тельняшка, в гардеробе всегда висит модный джинсовый прикид и деловой костюм, который он прекрасно умеет носить при случае.
Владивосток не может обойтись без японской машины. Главные его увлечения — это рыбалка, спорт и музыка, кулинарные предпочтения — аутентичная местная еда, пян-се (корейские паровые пирожки — Примеч. РП.), «Милкис» (молочная газировка с фруктовым лимонадом — Примеч. РП.), морепродукты и китайская пища в «чифаньках» (так дальневосточники называют китайские кафе-забегаловки — Примеч. РП.).
У Владивостока на руке часы, чтобы всегда быть в темпе быстрого города, в руках гитара и в планах — закаты с самыми красивыми девушками, которых он очень любит.
Владивосток. Вид с вертолета на мост через бухту Золотой Рог. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
Владивосток. Вид с вертолета на мост через бухту Золотой Рог. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
Само социологическое исследование включает в себя несколько этапов. Задачи требуют интегрированного подхода, то есть мы изучаем не только ментальность, но и позиционирование города в информационном пространстве. Для их реализации предполагается использовать такие методы, как фокус-группы, экспертные интервью и количественное исследование.
Три фокус-группы на тему «Владивосток: культура, море, символы» уже прошли. Мы сделали объявление в группах проекта «Герой места» в социальных сетях и собрали совершенно разных людей: студенты, программисты, пенсионеры, преподаватели, режиссеры, таможенники пришли к нам. Жители города воспринимают проект с энтузиазмом и даже с долей фанатизма. У людей есть предложения о том, как улучшить город, что изменить, каким образом развить как туристический объект, как культурный центр.
На трех сборах мы говорили об общем ощущении города его жителями, о том, в чем специфика восприятия людей, которые живут в портовом городе, какое влияние море оказывает на менталитет, на темп и ритм жизни, на интересы, как горожане идентифицируют город через себя, с какими образами ассоциируется у них Владивосток.
Второй этап исследования — это интервью с экспертами, как мы их называем, владивостоковедами — местными известными культурологами, политологами, журналистами, историками, объектом изучения которых являются Владивосток и люди, его населяющие.
Третий этап — анкетирование четырех тысяч жителей Владивостока. Будут точки раздачи анкет, куда можно будет прийти и заполнить их. Анкета будет большая, на основе полученных данных мы подготовим аналитический материал. Будем изучать отношение жителей к символам города, особенности характера, восприятие и значение моря и истории, культурные и бытовые потребности и привычки, самоидентификацию горожан, их восприятие себя по отношению к федеральному центру, Востоку и Западу. И многое другое.
– Опираясь на те мероприятия, которые вы уже провели, можете охарактеризовать жителей Владивостока уже сейчас?
– Проект работает месяц, и мы только начали делать анализ первых данных. Уже сейчас можно сказать, что во Владивостоке живут люди, открытые ко всему новому, смелые авантюристы, стремящиеся проверять все на собственном опыте, ошибаться и идти дальше, легкие на подъем, любящие путешествовать. В фокус-группах были и люди, которым не удалось побывать за границей, но, тем не менее, они очень много ездили по Приморью. У жителей Владивостока есть что-то общее с духом ветра: свобода, движение, бесстрашие. Но есть один нюанс: энергии и сил много, но как их применить, куда направить, люди не всегда знают. То есть активная гражданская позиция есть, и нужно задать направление. Это уже вопрос управления. Надеемся, что это исследование поможет найти нужный вектор.
– Когда завершится проект?
– Исследование планируем завершить до конца октября и в конце осени презентовать результаты. Поскольку проект социальный и работает благодаря энтузиазму влюбленных в город специалистов, сроки немного растягиваются из-за материальных вопросов. Но меня радует, что в нашем городе живут очень много людей, которые стремятся делать родной Владивосток лучше, верят в него, хотят тут провести свою жизнь и не представляют, как можно жить и дышать не возле моря.
***
В музее им. Арсеньева «Русской планете» подтвердили, что подобного исследования Владивостока действительно раньше не было. Совместно с «Городом Соли» от музея работает своя группа проекта «Герой места», задача которой — зафиксировать представления горожан в словах и цифрах.
– Музей — это ведь не только храм культуры, но и огромное хранилище памяти. Это исследование даст огромный срез информации, которая будет уникальна и интересна. По-моему, сейчас у города такой период, когда нужно понять: какое у него лицо сейчас? Нужно жить старыми ресурсами или развиваться? Город меняется с течением времени, и наша задача — фиксировать его истории и лица для будущих поколений, — говорит РП сотрудник музея, член проектной группы «Герой места» Екатерина Бияк.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости