Новости – Общество
Общество
«Кризис ощущают все, но в нем нет ничего страшного»
В одном из российских магазинов бытовой техники. Фото: Александр Артеменков / ТАСС
Совладелец крупнейшей сети торговли техникой — о том, как в дефолт открыть один компьютерный магазин во Владивостоке, а через 17 лет завоевать Россию
29 января, 2016 14:08
9 мин
«Русская планета» начинает серию материалов об успешных бизнесменах из регионов России, которые развивают свое дело в любые времена, занимаются благотворительностью, платят налоги и не собираются никуда эмигрировать. Известный приморский предприниматель, совладелец и директор по развитию группы компаний DNS, общественный деятель и меценат Константин Богданенко дал нам интервью о том, зачем при успешных продажах импортных товаров открывать во Владивостоке еще и свой компьютерный завод и как стать известным по всей стране почти без затрат на рекламу.
– Константин Сергеевич, ваш бизнес начался с одного компьютерного магазина. Как появилась потребность расширяться дальше? Вы уже тогда в чем-то опережали конкурентов или их не было, а спрос уже рос?
– Бизнес всегда либо развивается, либо умирает. Если есть один магазин, надо открывать второй. В 1998 году у нас был компьютерный салон — помещение, где собирали и продавали компьютеры. Конкуренты были всегда, но в тот год, когда мы открылись, летом прошел кризис, и у всех дела были очень печальные. У нас же бизнес шел относительно неплохо, мы принимали взвешенные, хоть порой и требовавшие смелости решения.
Сейчас компьютер — это как пылесос, некое завершенное устройство. А в те годы он состоял из набора комплектующих, которые покупали отдельно. Я абсолютно точно считаю большим достижением то, что мы, двигаясь со своей идеей от Дальнего Востока до центра страны, компьютерные салоны превратили в обычные магазины с витриной, кассой и консультантами, куда может зайти каждый человек и купить любой готовый гаджет. Ведь стиральные машины, тостеры, фены приобретают как готовый товар, и мы распространили такую концепцию покупки на компьютеры: не набор комплектующих, а законченное, цельное устройство.
– Вы в начале своего расширения знали, что компьютер скоро станет предметом первой необходимости, или думали, что на ваши товары будет только временный спрос?
– Это было сложно представить. Никто не знал, как будут развиваться события в индустрии, они настолько скоротечны и непредсказуемы, что и сейчас никто не может реально предположить, что произойдет на потребительском рынке электроники через 10 лет. Давайте вспомним историю с пейджерами, которые очень быстро появились и мгновенно исчезли. Сейчас тоже не исключено, что какие-то устройства могут исчезнуть, а новые — появиться.
Фото предоставлено Константином Богданенко
Фото предоставлено Константином Богданенко
– Вы продаете в том числе и электронику под собственным брендом, которая выпускается на вашем же заводе. Зачем вам собственное производство? Это выгодно или это такой имиджевый балласт?
– Была гипотеза о том, что перенос производства во Владивосток, например из Китая, позволит более гибко формировать необходимые линейки на рынке. У покупателей разная потребность в объеме жесткого диска, процессоре, оперативной памяти, то есть как раз в тех компонентах, которые можно на месте очень легко менять. Поэтому лучше покупать большую партию ноутбучных платформ без памяти, винчестера и процессора и заниматься досборкой у себя. Любой заказ на большом производстве в том же Китае требует длительного времени — не менее квартала.
Помимо этой гипотезы, была важная, объективная и понятная причина. Тех ноутбуков, которые завозили российские дистрибьюторы, нам было мало. А раз мы стали завозить их сами, то, естественно, правильно было бы их здесь еще и дорабатывать. Сегодня сборочные производства работают во Владивостоке, Новосибирске, Подмосковье, Екатеринбурге.
– Вы открываете огромное количество торговых точек по всей стране. Сейчас это не только DNS, а DNS Smart, Technopoint и «Фрау Техника». Зачем? Чем эти торговые сети отличаются друг от друга?
– Экспериментаторство в чистом виде, не исключено, что в будущем мы объединим все сети или появятся еще другие форматы. Сейчас же у нас есть компьютерный центр DNS с общим упором ассортимента на электронику, так называемую «черную» технику. Во «Фрау Технике» продается техника, необходимая для дома, магазины ориентированы на комфорт женщин. DNS Smart — это магазин гаджетов, аналог «Евросети», «Связного». Technopoint — стандартный магазин-склад в интернете. Всего у нас в стране 1346 торговых точек, более 20 тыс. наименований товаров.
– От чего зависит окупаемость ваших магазинов в разных городах?
– Все просто: она всегда зависит от минимальных расходов и максимальных доходов. На сегодняшний день рынок в России до сих пор настолько слабо насыщен, что степень конкурентоспособности практически по любому потребительскому товару очень низкая в сравнении с любой развитой страной. Сейчас возможности у бизнеса очень велики, мы еще не подошли к тому моменту, когда из-за высокой конкуренции можно опасаться того, что ты недополучишь на рынке.
А что касается покупательской способности людей, то наша ценовая политика всегда строилась так, чтобы наши товары были доступны для среднего класса и людей с меньшим достатком. Основной наш способ — сократить путь товара на отрезке от производства до потребителя. Крупные дистрибьюторы закупают товар за границей на производстве, привозят его в Россию и здесь распределяют по розничным сетям. Мы стремимся взаимодействовать напрямую с производителями и вендорами, которые являются обладателями торговых марок и занимаются непосредственно производством.
– В прессе пишут, что вы, приходя в новый город, жестко демпингуете, несколько месяцев удерживая цены ниже, чем у других. За это на вас обижаются местные конкуренты. Это правда? При этом вашей наружной рекламы, к примеру, во Владивостоке почти не видно. Вы действительно на нее не тратитесь? Почему?
– Если мне не изменяет память, в 2015 году мы не зашли ни в один новый город, потому что присутствуем уже везде. Когда активно развивались, действовали разными методами. Если бы была возможность в каждом городе открыться рядом с конкурентом — это было бы хорошо, но, к сожалению, так происходило очень редко. Хотя, на мой взгляд, это абсолютно нормальный способ конкурентной борьбы за покупателей.
Наша задача всегда была не концентрироваться на рекламе, а открывать больше магазинов и делать так, чтобы любой покупатель рассказал своим знакомым, что это достойный магазин, чтобы делать там покупки и возвращаться снова. Нет лучшей рекламы, чем посетители твоих магазинов, которые остались довольны. У нас всегда была идея делать как можно больше торговых точек, которые расположены на проходных местах.
– У вас работает система клиентских пластиковых карт, где можно копить баллы и расплачиваться ими. Почему вы ее ввели только год назад? Она себя оправдывает?
– Повторюсь, что мы всегда стремились сделать в магазинах такие цены, чтобы любому человеку было выгоднее купить товар у нас, чем с миллионом всяких разных схем и карт. К тому же часто подобного рода карты — бонусные или накопительные программы — становятся инструментом для мошенничества сотрудников компании, ведь это же легализованный способ минимизации цены. Тем не менее, после того как у нас появились несколько форматов магазинов, мы подумали, что наш покупатель должен иметь особые условия во всех торговых точках. И сделали единую карту, на которой накапливаются бонусы вне зависимости от того, в каком магазине совершена покупка.
– Ваш бизнес сильно зависит от курса валют, который сейчас очень высок. Не похоже, чтобы вы ощущали его на себе. Насколько он ударил по вам? Ощутили ли вы, что люди стали экономить на компьютерной технике?
– Кризис ощущают все, но, на мой взгляд, в нем нет ничего страшного, потому что мы все находимся внутри рынка. Сложившаяся ситуация заставляет пользоваться такими возможностями для повышения своей эффективности, на которые раньше не обращали внимания. Конечно, поставщики увеличивают цены, но сейчас практически для любого здравомыслящего бизнесмена доля на рынке имеет гораздо большее значение, чем сиюминутная прибыль, поэтому в основном все — вендоры, дистрибьюторы и мы — понемногу уменьшают маржу. Конечно, цена для потребителя не меняется в таких же соотношениях, как курс.
В 2015 году потребительский рынок сократился, и такая тенденция будет продолжаться. Многие сейчас отказываются от покупки бытовой техники и электроники, спрос уходит из среднего сегмента в дешевый.
– Допускаете ли вы, что когда-то перестанете заниматься продажей техники и займетесь совершенно другим бизнесом?
– Мы уже сейчас начинаем работать в других областях. Два года занимаемся девелопментом, строим складские производственные помещения. Наш производственно-логистический комплекс «Янковский» не имеет никакого отношения к розничной торговле. Надо признать, что в Приморском крае экономических причин вкладывать деньги в подобные девелоперские проекты, тем более связанные со складской недвижимостью, производственными помещениями, нет. Это скорее внутренний патриотизм позволяет нам принимать такие решения. Мы отдаем себе отчет, что результаты от этой деятельности можем не увидеть в ближайшие несколько лет. Мы здесь живем и не собираемся никуда уезжать, поэтому приняли решение стратегически смотреть в будущее и менять его своими силами. Проект «Янковский» — первый шаг к реализации этой концепции. Он уже стал одним из первых резидентов свободного порта Владивостока.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости