Новости – Общество
Общество
«К концу 1980-х российское пароходство впервые в истории стало окупаемым»
Фото: фотохроника ТАСС
Как рождалось и как развалилось русское мореплавание в Тихом океане
8 июля, 2016 14:44
7 мин
Российское дальневосточное судоходство было уничтожено в момент своего расцвета. Накануне 90-х оно было сверхокупаемым, а сегодня мы до сих пор только-только возрождаем морские пути. О Золотом и Серебряном веке покорения русскими Тихого океана рассказал во Владивостоке член Русского географического общества Юрий Ведерников, много лет занимающийся историей мореплавания и кораблекрушений. Он представил свою книгу «Российское мореплавание на Тихом океане за 375 лет своей истории». Рассказ Ведерникова о русском покорении Великого океана записала корреспондент «Русской планеты».
– Естественное движение русских на Дальний Восток началось с казачества, со времен атамана Ермака. А 1 сентября 1639 года отряд казаков вышел к побережью Тихого океана, основав поселение в устье реки Ульи, впадающей в Охотское море.
Только с началом петровского реформирования государства русское судоходство на Дальнем Востоке стало развиваться — появилась организованная морская сила в виде Адмиралтейства. К концу XVIII века решили объединить все русские компании в этой сфере, и в конечном итоге возникла такая структура, как Русская Америка, которая организовала и инициировала движение кругосветных русских экспедиций. Все 26 экспедиций имели одну цель — заход в Новоархангельск (на Аляске. — Примеч. РП), изъятие товара и возврат в Петербург. Благополучное развитие Русской Америки длилось порядка 50 лет.
В это же время началось так называемое континентальное движение русских на Дальний Восток. Начало было положено походом адмирала Невельского и открытием Татарского пролива в устье реки Амур. Три четверти добычи Русской Америки отправлялось на аукционы в Китай, а порядка 30% за счет налогов формировали бюджет государства Российского. По истечении ста лет русские освоили выход к устью Амура, создали крепость и начали планомерное движение по Амуру, так называемый амурский сплав. В итоге в середине XIX века сформировалось двойное «течение» русских на Дальний Восток. К этому времени Русская Америка уже владела целым флотом.
Но Русская Америка была продана Соединенным Штатам, а 18 октября 1867 года в Новоархангельске навсегда было спущено бело-сине-красное полотнище, на месте которого взвился американский флаг.
В итоге тихоокеанская геополитическая стратегия России потерпела сокрушительное поражение: стратегический форпост России в северотихоокеанских морях и в западном полушарии был сдан. Центр тяжести российской политики переместился с берегов Аляски в Приамурье и Приморье, российское мореплавание из тихоокеанского становилось дальневосточным.
Следующий этап русского движения на Дальний Восток — основание поста Владивосток. Связь Петербург–Новоархангельск была естественной, экономически обоснованной, а Владивосток был далекой окраиной, железной дороги ведь не было. Но стратегическое положение города было оценено, и в 1860 году началось освоение русскими южного Приморья, а годом спустя новый пост Владивосток посетило первое коммерческое судно — пароход «Святой Феодосий» Амурской компании. В 1871 году главная база Сибирской флотилии была перенесена во Владивосток, оснащенный телеграфной связью с Восточной Сибирью и с Россией в целом. В таком эволюционирующем состоянии Владивосток подошел к началу XX века. В это время возникло желание сохранить Китайско-Восточную железную дорогу и (по непонятным мне соображениям) доказать, что это наша территория. Это закончилось гибелью пароходства КВЖД, гибелью Порт-Артура, Фукусимой. Печальным итогом стала Гражданская война на Тихом океане.
С поражением белых на Дальнем Востоке 23 октября 1922 года суда Сибирской флотилии ушли в Гензан (ныне — Вонсан, КНДР. — Примеч. РП). Всего в исходе участвовали порядка 30 судов, давно отслужившие свой срок и малопригодные для морского перехода. Не имея возможности оставаться в Гензане, суда пошли в Шанхай. Изгнанная из Шанхая, в начале 1923 года белая флотилия прибыла на Филиппины и была расформирована. На пути в Манилу погиб «Аякс». Так закончился второй, 62-летний период истории русского мореплавания на Дальнем Востоке.
Надо признать, что дальневосточное судоходство, как и весь русский торговый флот, не обеспечивало потребностей Российской империи, обслуживая десятую часть национальной торговли и несколько большую часть национального каботажа. Это в той же мере относится и к рыболовным и морским промыслам, богатства которых оставались на протяжении этого времени незащищенными и неиспользованными.
Второго ноября 1922 года во Владивосток под советским флагом пришел пароход «Кишинев». Началась новая — советская эпоха мореплавания на Дальнем Востоке. В 30-е годы начинается обновление торгового флота, создают с нуля промышленную базу рыболовства, устанавливается регулярная охрана морской провизии и оборона побережья. Черноморские, балтийские и северные рыбные промыслы уничтожены, остаются только Сахалин и Дальний Восток. К концу 1922 года возобновила свою деятельность Дальневосточная контора «Добровольного флота». В следующем 1923 году «Доброфлот» восстанавливал транспортное сообщение в регионе: между портами Дальнего Востока совершали плавание 12 пароходов, на дальневосточном побережье было создано 25 агентств, суда «Ставрополь», «Колыма» и «Лейтенант Шмидт» выполнили рейсы к устью реки Колымы.
С 1924 году суда «Доброфлота» стали обслуживать линии на Фузан, Шанхай и Кантон, открыв представительства в Корее и Китае. Политика национализации торгового флота выразилась в последовательном создании Госторгфлота в 1922 году и его преемника Совторгфлота в 1924-м. Эти хозрасчетные общества собрали под централизованное управление все морские суда страны.
Второго сентября 1945 года, когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии, закончился третий период развития отечественного судоходства на Дальнем Востоке. Время небывалого энтузиазма пришлось на 50-е годы. Страна, несколько лет назад лежавшая в руинах, восстанавливалась и строила флот масштабно и системно, континентальная держава выходила в океан. Возникло такое массовое системное движение, как научно-исследовательские рейсы. Наступал рассвет Серебряного века русского океана.
До начала 60-х годов советская Россия практически не имела торгового флота, эта ситуация исправилась к середине 70-х. В 1967 году наше пароходство вышло на полную окупаемость, а в 1987 году рентабельность морского транспорта составила 68%. Восточная Арктика была полностью обеспечена судовым составом. Появилась принципиально новая отрасль — основание нефтегазового шельфа. Сейчас добыча нефти ведется в рамках проекта «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Все буровые установлены на северо-восточных месторождениях острова. Нефть доставляется по трубопроводу до материкового порта Де-Кастри, где построен нефтепогрузочный терминал. Дальше нефть перевозят танкерами.
Несомненно, на фоне прошедшего Серебряного века современное мореплавание России выглядит практически отсутствующим. Но насколько корректно его сравнение с прошедшей эпохой? Ведь речь идет о принципиально разном социально-экономическом укладе страны и государственном подходе к ее морской деятельности. Вполне очевидно, что мореплавание должно стать локомотивом развития Дальнего Востока России. Полагаю, что лидирующая роль в этом принадлежит промыслам морских ресурсов, транспортный флот должен обеспечить единство экономического пространства северо-восточных регионов России и по мере сил участвовать во внешнеторговых перевозках страны. И все это должно быть технически и кадрово обеспечено, надежно защищено. Требуется государственная организация морской деятельности Дальнего Востока России. Однако единство времени и судеб прервать нельзя. Современные походы Тихоокеанского флота вызывают у нас гордость за страну, а постоянство поступающих в морские училища укрепляет веру в ее будущее.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости