Новости – Общество
Общество
Ноги прочь
Вид на мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
Можно ли на самом деле ходить по мосту через бухту Золотой Рог
19 августа, 2015 15:21
11 мин
Прокуратура Приморского края через суд запретила пешеходное движение по мосту через бухту Золотой Рог во Владивостоке. Ранее изданный приказ департамента дорожного хозяйства Приморского края, открывший Золотой мост не только для автомобилей, отменен. Объект саммита АТЭС-2012, визитная карточка Владивостока, признан небезопасным для людей.
Суд согласился с доводами надзорного органа, что нельзя позволять ходить по технологическим проходам, предназначенным исключительно для обслуживания переправы. Утвержденный проект Золотого моста не предусматривает пешеходного движения по нему, на нем не построены пешеходные тротуары, позволяющие обеспечить безопасность людей и свести к минимуму вероятность несчастных случаев. Технологические проходы этим задачам не отвечают. В случае теракта, ДТП или пожаров они не смогут спасти людей от гибели.
Во исполнение решения суда, мост через бухту Золотой Рог уже закрыт для прохода горожан: со стороны Суханова — турникетом, со стороны Чуркина — технической дверью.
Департамент дорожного хозяйства Приморского края 19 августа подал апелляцию на решение Приморского краевого суда, поскольку не согласен с доводами прокуратуры.
– В 2013 году проект организации пешеходного движения по мосту через бухту Золотой Рог получил положительное заключение главного проектировщика Золотого моста ЗАО «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург», — пояснили корреспонденту РП в пресс-службе правительства Приморского края. — Согласно этому заключению, движение пешеходов по техническим проходам не создает угрозы ни несущим конструкциям моста, ни самим людям при соблюдении необходимых правил безопасности. Все замечания проектировщика были устранены, после чего было принято решение об открытии пешеходного движения первоначально в тестовом, а затем и в постоянном режиме. Для этого была разработана оптимальная схема движения, установлены необходимые регулирующие знаки и сделана разметка. Действовавшая схема движения обеспечивала безопасность пешеходов, особенно учитывая, что на посту действует 13 постов охраны. Поэтому департамент Дорожного хозяйства подал апелляцию и намерен приложить все усилия, чтобы вернуть пешеходам Владивостока возможность гулять по мосту через бухту Золотой Рог.
Опрошенные «Русской планетой» эксперты полагают, что апелляция ничего не даст: права прокуратура, а не краевые власти.
– Служебные проходы шириной 0,75 м рассчитаны на то, что по ним будут проходить не более 200 человек в сутки. Большая нагрузка не опасна для несущих конструкций моста, однако опасна для пешеходов. Они отделены от автомобильного потока леерным ограждением, но не имеют возможности разминуться, — пояснил Почетный транспортный строитель России, кандидат технических наук Дмитрий Рукосуев. — Если краевые власти хотели, чтобы по мосту через Золотой Рог было не только автомобильное, но и пешеходное движение, то им не нужно было менять первоначальный проект моста, согласно которому было четыре автомобильных полосы и две пешеходных. Однако они настояли, чтобы количество автомобильных полос было увеличено до шести, пожертвовав возможностью создать нормальные условия для пешеходов. А потом под давлением общественности приняли популистское решение, открыв для пешеходного движения служебные проходы, изначально для этого не предназначенные.
– Единственное, для чего безопасно могут использоваться технические проходы — это для передвижения небольших организованных групп по 10–15 человек, — говорит корреспонденту РП заслуженный строитель России Владимир Горшков. — Нормальное пешеходное движение по ним невозможно, поскольку противоречит действующим нормативам, ГОСТам, СНиПам и Градостроительному кодексу РФ. Так, они не обеспечивают условия для передвижения людей с ограниченными возможностями здоровья или детских колясок. Ширина пешеходных тротуаров должна составлять не менее 1 метра, а у технических проходов она составляет всего 75 см. Кроме того, технические проходы находятся в зоне габарита несущих конструкций. Если произойдет ДТП и в результате один из автомобилей столкнется с леерным ограждением, то леера предотвратят падение машины с моста, но не спасут человека в техническом проходе: его просто раздавит. В общем, технических тонкостей много, а вывод один: транспортный мост не может быть пешеходным, если это изначально не предусмотрено проектом.
Участники шествия на мосту через бухту Золотой Рог. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
Участники шествия на мосту через бухту Золотой Рог. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
Наличие у краевых властей положительного заключения главного проектировщика Золотого моста эксперты объясняют попыткой оправдать некорректную работу над проектом.
– Понимаете, на стадии проектирования мостов у нас по закону не предусмотрен такой этап, как предварительное исследование транспортного и пешеходного потоков, — комментирует Дмитрий Рукосуев. — Согласно нормативам, пешеходные тротуары на мосту обязательно должны быть заранее спроектированы — но это лишь в том случае, если по нему будет пешеходное движение. А как понять, будут люди ходить пешком по мосту, которого еще нет, или не будут? Нужно проводить предварительные исследования. Логично было предположить, что мост, соединяющий напрямую два густонаселенных района города, будет востребован, в том числе и пешеходами. Но формально можно было и пренебречь логикой, чтобы потом заявить: мол, интерес горожан сложно было предсказать, он стал неожиданностью. Очевидно, что в отсутствии пешеходных тротуаров на Золотом мосту виноваты проектировщики, которые не заложили их в проект. Однако формально у них есть чем оправдать свои ошибки. В то же время, нельзя снимать вину и с краевых властей, которые утвердили проект без пешеходных тротуаров. Пытаться сейчас найти выход, пожертвовав безопасностью пешеходов, недопустимо. Как ни грустно, но Золотой мост должен быть для них закрыт. Раньше надо было о них думать.
Многие горожане категорически против решения прокуратуры и не верят, что они больше не смогут любоваться видом на город с 60-метровой высоты. Директор Приморского музея имени Арсеньева Виктор Шалай заявил, что с закрытием для пешеходов Золотого моста Владивосток лишился главной смотровой площадки для туристов и гостей города. А председатель Общественной палаты Приморского края Виктор Ларин назвал судебный запрет ударом по туристической привлекательности города. С их выводами полностью согласны представители краевой туриндустрии.
– Весь последний год мы наблюдаем непрерывный рост туристического потока, прежде всего из Китая, но также из Тайваня, Малайзии, — сообщила корреспонденту РП директор туристического агентства «Хэппи-Тур» Кристина Галямова. — Изменение соотношения рубля к юаню привело к тому, что всего за полгода число китайских туристов выросло в три раза. Достопримечательности Владивостока вызывают у них большой интерес. В «обязательной программе», которую мы предлагаем для знакомства с городом, — прогулка по набережным, по центральным улицам. Но главной «фишкой» было посещение Золотого моста. Он стал главным символом города, сместив с этого места горниста на памятнике «Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке». Вид за залитую огнями бухту, который с него открывается, производил огромное впечатление на туристов. Они подолгу стояли и фотографировали все вокруг. Достойной замены этому туристическому аттракциону я не вижу. Пока сложно сказать, скольких клиентов мы потеряем из-за того, что доступ на Золотой мост закрыт, но думаю, что счет пойдет на десятки, если не на сотни. Многие приезжали именно для того, чтобы полюбоваться мостами Владивостока. Я разговаривала с коллегами. Все согласны, что нужно разрешить водить по Золотому мосту хотя бы организованные туристические группы. Для них нужно сделать исключение. Необходимо не только говорить о поддержке въездного туризма, но и хотя бы не мешать ему развиваться, принимая необдуманные решения.
Представители туриндустрии даже готовы совместно с правоохранительными органами проработать меры безопасности и обеспечить нужный контроль за туристами на маршрутах, включающих посещение моста через бухту Золотой Рог.
Горожане уже составили петицию с просьбой не просто вернуть Золотой мост пешеходам, но и организовать для них нормальные тротуары, и в том числе открыть велосипедную дорожку. Сделать это авторы документа предлагают за счет сокращения числа автомобильных полос — с шести до четырех. Существующую ширину дороги они считают избыточной.
– Логика, следуя которой пешеходам закрыли доступ на Золотой мост, мне кажется по меньшей мере странной,—- объясняет свою точку зрения корреспонденту РП председатель Фонда социальных проектов «Открытое общество» Ирина Головина. — Если технические проходы небезопасны, то почему тогда за три года, пока по ним ходили люди, с ними ничего не случилось? И зачем вообще было разрешать по ним ходить? Нельзя так поступать с людьми — сперва разрешать что-то, потом давать время к этому привыкнуть, а потом вдруг запрещать. Мосты строятся для людей. Для их удобства. Поэтому если горожане хотят гулять по Золотому мосту, нужно любым возможным способом обеспечить им эту возможность. Тем более, когда сейчас так много говорится со всех уровней о поддержке здорового образа жизни. Гораздо полезнее для здоровья полтора километра прогуляться на свежем воздухе до работы и обратно, чем добираться по многокилометровым пробкам. Поэтому лично я петицию полностью поддерживаю.
Однако некоторые опасаются: если власти прислушаются к голосу любителей пеших прогулок, то пострадают автомобилисты.
– Я и сам в хорошую погоду иногда оставлял машину дома и добирался пешком по мосту — так и приятнее, и парковку в центре искать не нужно, — делится опасениями с корреспондентом РП активист общественного движения автомобилистов «Зеленый свет» Денис Новожилов. — Но если ради этого уменьшить число полос, то Золотой мост станет одной бесконечной пробкой. Даже сейчас по нему порой сложно проехать в часы пик, особенно зимой, когда расчищают только часть полотна. А всего двух полос в одну сторону будет не хватать катастрофически. Поэтому очень надеюсь, что власти и прокуратура найдут компромиссное решение — вернут технические переходы пешеходам, сделав их безопасными.
Один из выходов, который предлагают активисты — чтобы на этом направлении чаще ходил пассажирский транспорт. По словам жителей города, после 9 часов вечера и в часы пик попасть в автобусы перед мостом «невозможно». Если маршрутов станет больше и они начнут ходить по расписанию, число пешеходов на мосту уменьшится в разы. Будет хватать автобусов — и, возможно, число пешеходов на мосту сократится до 200 человек в сутки. А именно на такое количество людей и рассчитаны технические переходы.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости