Новости – Общество
Общество
Уроки Русского
Как дальше развивать ОЭЗ на о. Русском, еще не решено. Фото: официальный сайт администрации Приморского края
Почему в Приморье не получилось создать особую экономическую зону для развития туризма
27 августа, 2014 13:58
8 мин
19 августа стало известно, что Минэкономразвития предложило досрочно закрыть ОЭЗ на острове Русский. За четыре года, прошедших с объявления начала проекта, ни один инвестор в него не вложился. И правительство России уже решило привлекать в Приморье другие инвестиции — не туристические, а промышленные. Почему первый опыт создания особой зоны в крае оказался неудачным и будет ли успешнее следующий, выясняла корреспондент «Русской планеты».
ОЭЗ по-«Русски»
Туристическая зона на Русском создавалась в том числе и для того, чтобы окупить затраты на строительство инфраструктуры для саммита АТЭС 2012 года. В разработке проекта участвовали профессионалы из Сингапура, Франции, Китая — соавторы мастер-планов Олимпиады в Пекине, проекта Сколково. Туристов планировали удивлять океанариумом (не достроенным до сих пор), аквапарком, гольф-клубом, тематическими деревнями, горнолыжной трассой, фортами Владивостокской крепости.
Новость о закрытии ОЭЗ на Русском сенсацией для властей и бизнес-сообщества не стала. Согласно федеральному закону «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», зону можно закрыть досрочно, если за три года не было заключено ни одного соглашения о работе на ее территории. Еще в октябре 2013 года Минэкономразвития России пыталось прекратить работу на Русском. Когда правительство края выступило против, федеральное ведомство предложило Приморью взять этот проект целиком на себя.
Но у региональных чиновников, как оказывается теперь, руки были связаны.
– До сих пор военные земли (территории Минобороны. — Примеч. РП.) на острове Русский не вовлечены в гражданский оборот, — рассказывают корреспонденту РП в пресс-службе правительства Приморского края. — А значит, администрация Приморья не может в полной мере заниматься поиском инвесторов, разрабатывать концепцию ОЭЗ, готовить вариант планировки территории.
– По правилам, сначала находят инвесторов, а потом ОЭЗ открывают. А у нас все наоборот, — комментирует ситуацию «Русской планете» директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов Юрий Авдеев. — Разработанная концепция ОЭЗ на Русском, которую заказывал Минрегион, так и не принята. Земля из ведения Министерства обороны не выведена. Позиции по перспективам развития острова — то ли технико-внедренческая, то ли производственно-технологическая, то ли туристско-рекреационная — так и не определены. С чем и для чего сюда будет заходить инвестор? Определитесь сначала сами, что вы хотите видеть на Русском, а потом уже зазывайте инвесторов.
При этом власти края утверждают, что намерены отстаивать развитие туристической зоны на Русском. Сейчас эксперты и чиновники допускают вариант, что остров переведут в другой особый статус — территории опережающего развития (ТОР или ТОСЭР). 21 августа об этом заявил полпред в ДФО Юрий Трутнев.
– Особые экономические зоны создаются главным образом в целях развития определенных секторов экономики, обрабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. На территории особой экономической зоны не допускается размещение объектов жилищного фонда, — рассказывает РП директор Дальневосточного центра экономического развития и интеграции России в АТР, профессор ДВФУ Александр Абрамов. — Планируемый к принятию федеральный закон о территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) призван обеспечить сбалансированное опережающее развитие именно территории, а не отдельной отрасли, где в основу положено эффективное экономическое развитие каждого квадратного километра, а не отдельного производства, как в ОЭЗ.
Теперь эксперты думают, какой оптимальный путь выбрать для проекта, чтобы все-таки создать туристическую Мекку на юге Дальнего Востока — ТОР или все-таки особую экономическую зону. Некоторые считают, что на острове Русском надо создавать международную «олимпийскую деревню» для разных стран и культур.
– Сюда нужно буквально «затянуть» страны АТЭС, — считает Юрий Авдеев, — дать им возможность разместить здесь свои политические и культурные представительства, предложить им показать наиболее узнаваемые памятники своих городов, представить свою национальную кухню. С другой стороны, здесь же на острове показать все многообразие российской культуры через размещение представительств наших городов. Представьте себе, что остров Русский стал бы территорией, на которой встретились российская и азиатские культуры.
Однако надежды приморских чиновников на иностранцев и Москву не нравятся региональным бизнесменам. По мнению исполнительного директора Приморского регионального объединения работодателей «Конгресс промышленников и предпринимателей “Приморье”» Алексея Колдина, нельзя изолированно развивать один остров Русский и забывать при этом о внутрикраевом туризме.
– Вот представьте: я турист, приехал на Русский. Ну погулял два часа. А дальше? Тур-то минимум неделю длится. Зачем ограничиваться одним островом? — говорит Колдин корреспонденту «Русской планеты». — Чтобы создать туристический рай, нужно облагородить подходы к нему, задействовать максимальное число городов, районов, обустроить периферию. Что мы сегодня могли бы показать? У нас невероятная природа — давайте сделаем маршруты по побережью от Славянки до Находки. У нас есть своя история — давайте организуем исторические маршруты в местах, где были первые поселенцы. Почему бы не подключить к проектам уже реализованные объекты? К примеру, центр круглогодичного отдыха в Славянке «Теплое море» и спортивно-технический комплекс «Примринг». А что мы имеем сегодня? К красотам Приморья нет доступа даже у местных. Пляжи переходят в частные руки.
Концепция поменялась
Похоже, ОЭЗ в Приморье в любом случае все-таки будет — не на Русском, так на основной территории Владивостока. К 2016 году стоит задача обустроить здесь экономическую зону промышленно-производственного типа на базе уже действующего предприятия ООО «СОЛЛЕРС-Дальний Восток». Специализация — автопром.
В 2013 году завод выпустил более 68,5 тыс. автомобилей. Как сообщили корреспонденту РП в пресс-службе правительства Приморского края, «с помощью ОЭЗ показатели автозавода Mazda и SsangYong планируют поднять до 100 тыс. автомобилей в год». Условия для реализации проекта, добавляют в ведомстве, куда более реальные, чем в случае с туристической зоной. Уже в ближайшее время на обустройство ОЭЗ направят 5,3 млрд федеральных рублей и 300 млн рублей из краевого бюджета. На предприятии рассчитывают и на частные вливания: возможности ОЭЗ позволят привлечь около 12 млрд рублей инвестиций. Уже известны и ключевые инвесторы. Ими станут российско-японская компания Mazda Sollers и Pacific Logistic Ltd.
Но оптимизм властей разделяют не все. Некоторые местные предприниматели считают, что эта ОЭЗ заточена под одно предприятие и развитию регионального бизнеса в целом не способствует.
– У нас в России одна проблема: руль по площади всегда больше паруса, — переживает Алексей Колдин. — Чиновничий аппарат расширяется, открываются новые агентства, министерства, департаменты. Пишутся проекты, создаются концепции, говорят о перспективах, разрабатывают стратегии. А реальных доходообразующих проектов как не было, так и нет. В прошлом незаслуженно оставлены передовики производства. Дальзавод (центр судоремонта. — Примеч. РП.), гордость всего Дальнего Востока, сегодня на грани банкротства. Почему мы не используем свой потенциал, а все создаем с нуля? Неужели, чтобы сделать канцелярскую скрепку, нужно создать особую зону?
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости